Технология учебно-группового сотрудничества в полной средней школе Выполнила учительница истории и обществознания МОУ Школы 18 Железнодорожного района г.о. Самара Храмова Е.А. Самара
Суть технологии учебно-группового сотрудничества заключается в обучении, построенном на учебном взаимодействии учащихся в группах, которые работают как над общими, так и над специфическими заданиями учителя. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Характерными чертами технологии является также то, что предложенное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны: 1. единым результатом - создать общую композицию; 2. общими ресурсами - один лист на группу; 3. распределением ролей - каждый ребенок отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными; 4. общей оценкой.
Непосредственно в старших классах, где по концентрической системе происходит изучение материала, она применима на большом количестве материала, таком как: теории зарождения государства политика первых русских князей феодальная раздробленность реформы тех или иных правителей направления внешней политики в определенный период времени Первая мировая война Гражданская война состояние государств и их внешняя политика перед Второй мировой войной конференции в период Великой Отечественной войны период «холодной войны» и другая тематика.
Примеры заданий: работа с текстом учебника работа с документами и историческими источниками составление развернутого плана по конкретному материалу работа с наглядными материалами и картами и другие.
Непосредственными плюсами являются: возможность применения технологии на всех этапах урока; предоставляется возможность для учащихся проявить себя и свои знания; приобретение навыков работы в команде, умения давать оценку и характеристику тем или иным историческим событиям; самостоятельная работа/изучение материала учащимися.
Непосредственными минусами являются: могут возникнуть некоторые проблемы на первом этапе, то есть при распределении на команды; не стоит часто применять на уроках данную технологию, чтобы она не потеряла своей эффективности.
Расположение учащихся в классе Парты при работе группы ставятся так: