Бихевиоральные теории Теории научения
Основные принципы 1.Человек понимается как реактивное существо, подвергающееся воздействию внешних обстоятельств 2.Развитие ребенка – результат научения 3.Центральная проблема – проблема социализации. Социализация – процесс, который позволяет ребенку занять место в обществе, процесс продвижения от «асоциального» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.
Основные принципы 4. Особое внимание уделяется построению экспериментальных процедур, научной точности и контролируемости результатов Изучается прежде всего наблюдаемое поведение (behavior – поведение) и определяющие его факторы среды. Дж.Уотсон: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!»
Основные принципы 6. Механистическая трактовка поведения человека. Из поведения исключается внутренний мир человека, его сознание «По Б.Скиннеру, мы все под контролем, куклы, а какой-то хозяйский ум дергает наши веревочки» 7.Биологизаторский подход к человеку, нет различий между человеком и животными. «Скиннер? О, да это тот самый, который думает, что люди – это крысы в клетках».
Типы научения 1)классическое обусловливание (И.П. Павлов, Дж.Уотсон) 2) оперантное обусловливание (Б.Ф.Скиннер) 3) социальное научение, или подражание (А.Бандура)
Классическое обусловливание Условный стимул Условный рефлекс Павлов И.П. (1849 – 1936) Безусловный стимул Безусловный рефлекс
Формулирование идейной платформы Экспериментальное подтверждениеSR Павлов И.П. (1849 – 1936)
Классическое обусловливание СочетаниеБСУС Научитьбояться
Оперантное обусловливание Берхауз Фредерик СКИННЕР (1904 – 1990)
Оперантное обусловливание SR Подкреплениереакции Увеличение вероятности появления
Типы подкрепления ПозитивноеНегативное Подкрепление Позитивное подкрепление Негативное подкрепление Наказание Позитивное наказание Негативное наказание
Позитивное подкрепление, обучение вознаграждением Субъект получает вознаграждение за свое поведение
Негативное подкрепление, обучение спасением В результате поведения нечто неприятное или отвратительное удаляется или просто не происходит
Позитивное наказание, пассивное избегание Результатом поведения является предъявление или осуществление чего- либо неприятного
Негативное наказание, обучение прекращением Поведение приводит к тому, что нечто приятное или желательное удаляется
Обучение через наблюдение Альберт Бандура р.1925 Социальное научение
Альберт Бандура р.1925 Социальное научение исследование агрессии социального и антисоциального поведения гендерной идентичности и т.д.
Социальное научение
Формирование нового поведения в результате подражания модели 1. Внимание ребенка к действию модели Требования к модели: ясность, различимость, эмоциональная насыщенность, функциональное значение. Требования к наблюдателю: соответствующий уровень развития сенсорных способностей.
Формирование нового поведения в результате подражания модели 2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели 3. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает. 4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит.
Обучение через наблюдение Альберт Бандура р.1925 Роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. У ребенка формируются «внутренние модели внешнего мира»
Новые возможности теории социального научения Стало возможным объяснение таких фактов: 1.Замещение зрительно воспринимаемой информации вербальной инструкцией 2. Невозможность формирования большинства навыков посредством имитации 3. Меньшие возможности имитации у младенцев (слабая память, меньшее число навыков, неустойчивое внимание).