КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI в. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI в. 1. Прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Куляшова И.П г КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI в Выполнила Тарасова Е.В.
Advertisements

Литература Публицистика «Домострой», - «Домострой», - переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Летописание «Никоновская летопись» (составлена на основе.
Московский Кремль Кремль при Иване III В гг. белокаменную крепость сменила крепость из красного кирпича. Строят итальянские зодчие, во главе.
ПЕСНИ СКАЗАНИЯ ПОСЛОВИЦЫПОГОВОРКИ СКАЗКИ БЫЛИНЫ Успенский собор в Кремле Аристотель Фиорованти 1475 – 1479 г.г. Застройка Московского Кремля.
Русская культура в XVI столетии.. Особенности развития культуры XVI в. 1. Складывание культурного единообразия, в связи с завершением политической централизации.
Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках Литература и просвещение Живопись Архитектура.
Русская культура конца XV – XVI вв.. Особенности культуры конца XV – XVI вв. Постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование общерусской.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVI ВЕКА Расцвет русского зодчества Презентация ученика 7 В класса Курдюкова Артема.
Архитектура – это музыка в камне. В Московском княжестве каменное строительство развернулось с XIV в. В гг.строится белокаменный московский Кремль.
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIV-XVII ВЕКАХ. Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не.
Культура Русских земель веков.. I. Особенности культуры Возвышение Москвы, объединение страны; Освобождение от монголо – татарского ига; Развитие.
Тема: Культура России XVI века В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся.
Архитектурные памятники Московского Кремля
Культура России в XIV- XVI вв.. Особенности: возрождение единой русской культуры Появление национальной культуры Появление новых культурных контактов.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ Муратовой Виктории 2 «Б» класс 1.
Русская культура XIV - XVII веков. Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV века Заново отстраивались города Заново отстраивались города.
Архитектура России в XIV-XVI вв.. Собор Спаса – Преображения в Твери. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: В Твери по образу.
МОСКВА – СТОЛИЦА РОССИИ. Москва не сразу строилась. Кремль-сердце Москвы. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. На Москву идти- голову нести. Москва-
Транксрипт:

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI в

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI в. 1. Прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. 2.Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель 3. Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии. 4. В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.

ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Основной материал для письма – бумага. Привозили ее из Италии, Франции, Германских государств, Польши. Центры книгописания – монастыри. Появились письменные документы. Продолжается летописание.

1563 г –первая типография в Москве.

Первопечатник в России – Иван Фёдоров – начало книгопечатания на Руси. Помощник – Пётр Мстиславец. Первая печатная книга, вышедшая в России, «Апостол» (1564) г –«Часослов» - сборник ежедневных молитв. Русский букварь был напечатан в 1574 г в Литве. Всего в XVI в было издано 20 книг.

Литература. летописи «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись). хронографы исторические повести: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» публицистика: - в посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис «Москва третий Рим». - Иван Пересветов: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть, опирающаяся на дворянство. -князь Андрей Курбский: выступал за ограничение власти царя (вёл переписку с Иваном Грозным). -Священник Ермолай: выступал за установление твёрдых норм крестьянских повинностей. - Феодосий Косой: высказывался о равенстве всех людей.

«ДОМОСТРОЙ» автор священник Сильвестр. середина XVI в: Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи. «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч- ежемесячные чтения) - собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения. Составлено под руководством митрополита Макария в 3040-е гг. XVI в., включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенно­ му месяцу и разбит по дням. «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орна­ ментами.

АРХИТЕКТУРА. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля: В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин (Руффо), Алевиз Новый. В это время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади

Архангельский собор был до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.

Колокольня Ивана Великого гг Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни) – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый.

Шатровый стиль. Храмы венчались шатром. Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Высота около 62 м с крестом Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та вельми чудна высотою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.

Храм Василия Блаженного. (Покровский собор) зодчие Барма и Постник построен в честь взятия русскими войсками Казани. Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.

Смоленский Кремль конец XVI в архитектор Фёдор Конь.. «ожерелье земли русской»

Укрепление Москвы гг: итальянский арх. Петрок Малый возвел вторую линия укреплений, опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы Китай-город гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо). В конце XVI в. сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы деревянные стены на Земляном валу «Скородом» (ныне Садовое кольцо).

ЖИВОПИСЬ. Иконопись: Икона-картина «Церковь воинствующая» Размер 4 метра. Цель: увековечить в искусстве покорение Казанского ханства. книжная миниатюра: Государев Совет миниатюра XVI века.

Памятник русского меднолитейного дела: Царь-пушка – 1594 г. мастер: Андрей Чохов самая большая пушка в мире. вес - 40 тонн, калибр пушки - 89 см, диаметр ствола см, длина пушки - 5,5 метра. Это гигантское оружие могло стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм. Андрей Чохов, называл её "пушкой", в старину это орудие часто называли "Дробовиком российским", потому что стрелять оно должно было "дробном" (картечью).