Истоки Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. В древнегреческой вазописи и рельефах появились бытовые, несложные сюжеты; значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре, в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. В средневековье, с развитием светских гуманистических тенденций, в искусстве возникали жанровые сцены, конкретные наблюдения повседневной жизни. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе, и в Азии.
Эпоха Возрождения С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс XV век.) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии).
Мартин Шонгауэр «Святое семейство».
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини», 1434
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров(венецианцы Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
Джорджоне «Три философа». Ок.1504.
Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лукас ван Лейден, Питер Брейгель), изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв.
Питер Брейгель Старший «Зимний пейзаж с катающимися на коньках и птицами»
Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу»
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена), и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии
Питер Пауль Рубенс «Коронация Марии Медичи», 1625
Герард Терборх «Отказ взять письмо» (середина 17 века).
Рембрандт. «Ночной дозор» (1642).
Рембрандт «Концерт» 1626 года
Фрагонар. Поцелуй украдкой
Эдуард Мане. «Бар в Фоли-Бержер»
Павел Федотов. «Сватовство майора»
И. Е. Репин «Не ждали»
Фёдор Решетников «Опять двойка» 1952
Савинов. «Дачный магазин». 1961