Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 55» Егоровой Елены Артемоновны Образы-символы в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» 9 класс
Цели урока 1.Освежить в памяти знания по речеведению. 2.Привести в систему образы романа. 3.Привить навыки определения символического значения образа. 4.Определить главную идею романа.
Термины к уроку ПроблемаРоманФэнтезиСимвол
История создания романа Целью Толкиена было создать английский эпос. На писателя произвела тяжелое впечатление Первая Мировая Война, а также индустриализация Англии, которая, по его мнению, разрушила ту Англию, что он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому). Роман был начат в 1937 году. Напечатан только в годах. На русский язык «Властелин колец» впервые был переведен в 1976 году. Существует около 7 разных переводов книги. Самый известный – перевод В.С. Муравьева и А.А. Кистяковского. Книга стала широко известна у нас в конце 1980 – начале 1990 годов.
Три части романа «Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца»)«Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца») «Две твердыни» («Две крепости», «Две башни»)«Две твердыни» («Две крепости», «Две башни») «Возвращение государя» («Возвращение короля»)«Возвращение государя» («Возвращение короля»)
Сказочный мир Средиземья ЛюдиЭльфыГномыХоббитыМагиОркиОнтыНазгулы
Образ Кольца КОЛЬЦО - один из универсальных образов в поэтике Толкиена, несущий огромную смысловую нагрузку. КОЛЬЦО - традиционный волшебный предмет, который наделяет обладателя магическими способностями: 1.делает обладателя невидимым, 2.сохраняет молодость, 3.дает исцеление, 4.становится проводником в сказочный мир.
Кольца Три кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, Семь – для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне, Девять – для девятерых, облеченных в могильный прах, Одно наденет владыка на черном троне, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак, Одно кольцо покорит их, одно соберет их, Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак. У Толкиена существует 20 колец.
Кольцо всевластья КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ - самое загадочное и универсальное, объединяющее все остальные кольца. Это символ ЗЛА и одновременно реальное воплощение ВЛАСТИ. У Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО неразделимы. Именно с помощью этого сказочно- мифологического образа Толкиен воплощает идею романа.
Образ Эльфов Эльфы – мудрые существа, способные предвидеть будущее, перевоплощаться, понимать язык животных. Поэтому их три кольца не попали в руки Саурона. По замыслу создателя, кольца эльфов заключают в себе силу трех стихий - огня, воздуха и воды.
Образ Назгулов Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После получения кольца их души чернеют. Они становятся прислужниками Саурона, тем самым думая, что им перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам многочисленные имена и названия: черные всадники, крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет, тьма» ).
Образ Орков Орки – образ порабощения, муки. Орки выполняют все приказания Саурона. Они мучаются, работая в шахтах и на вырубке деревьев.
Образ Онтов Онты - символ свободы. Это живые деревья, которые следят за лесами. Они медлительны в речи и разговорах. Над ними никто не имеет власти. В этом заключается их свобода. Женские особи Энтов были уничтожены Орками.
Образ Мага Гендальф – могущественный маг и волшебник, символ справедливости и богодарителя. В основных своих чертах (седая борода, широкополая шляпа, плащ) соответствует обличью скандинавского бога Одина.
Хоббиты У Джанни Родари есть термин "Бином фантазии", раскрывающий сущность процесса создания сказочного образа: РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ = ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких образов множество, один из них - хоббит (от homo - человек, лат. и rabbit - кролик, англ.). Сталкивая эти два понятия, Толкиен добивается эффекта "чудесного".
Образ Хоббитов Люди-хоббиты наследуют черты респектабельного англичанина викторианской эпохи: предпочитают размеренное, спокойное существование в уютной Хоббитании, ценят семейственность.
Проблема романа Проблема романа – противопоставление добра и зла. Зло воплощено в кольце, которое дает власть над миром и тем самым заставляет отказаться от любви. Не случайно кольцо уничтожает не великан-герой, а маленький хоббит – сказочно-фантастическая версия образа маленького человека, распространенного в реалистической литературе XIX-XX веков.