Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и метапредметных результатов младших школьников
Актуальность эксперимента : : проблема преемственности между ДОУ и школой продекларирована, но не решена; проблема преемственности между ДОУ и школой продекларирована, но не решена;
Направления экспериментальной работы: ПЕДАГОГ 1.2. Подготовка педагогов к непрерывному … …. развитию старших дошкольников и младших школьников 3. Организация развивающей образовательной среды с учётом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ. 5. Педагогическое диагностирование старших дошкольников и младших школьников 6. Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и УУД младших школьников 4. Пути и способы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников на дошкольной и начальной ступенях образования
Цель эксперимента: Определить методические условия, обеспечивающие преемственность личностных и метапредметных образовательных результатов (старшие дошкольники – младшие школьники)
Нормативно- правовые основы ФГТ к структуре ООП: интегративные качества воспитанников как результат освоения ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГОС: регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия (метапредметный результат)
Базовые понятия: Интеграция Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
1) являются показателями развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка, в том числе морально-нравственное развитие), интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта, др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, др.) сферах; 2) способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту. Интегративные качества
Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, соц.компетентности, мотивация ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ПРОВЕРКА: комплексный контроль с преобладанием надпредметных компетентностных задач на ПРИМЕНЕНИЕ знаний
Социально-личностное развитие: способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности. Интегративные качества детей как результат дошкольного образования
Интеллектуальное (познавательное) развитие: любознательный, активный; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Физическое развитие: - физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Интегративные качества детей как результат дошкольного образования
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника, в том числе морально-нравственное развитие. Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника. Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника. Коммуникативные качества, средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирующиеся в это время, дополнят уже сформировавшуюся личность выпускника ДОУ.
Итоговая оценка проводится при выпуске ребёнка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Для определения как промежуточных, так и итоговых результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.