Изучение предмета « Основы религиозных культур и светской этики » в общеобразовательной школе.
Актуальность внедрения предмета В начале 90- х годов прошлого века в нашей стране была разрушена общественно - государственная система воспитания детей и молодежи. Российская семья, находясь в тяжелых экономических условиях, осталась наедине с проблемами воспитания своих детей. В то же время средства массовой информации, Интернет, шоу - бизнес насаждали несвойственные для народов нашей страны ценности : эгоизм, корыстолюбие, пренебрежение к труду, успех и обогащение любой ценой, неограниченное стремление к чувственным наслаждениям, свобода от ответственности и обязательств перед кем бы то ни было и др.
Введение предмета « Основы религиозных культур и светской этики » - первый шаг на пути восстановления в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально - педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно - нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе. Именно поэтому успех в изучении предмета в значительной мере зависит от того, какую педагогическую позицию по отношению к воспитанию детей в школе займет семья. Перед семьей и школой стоят общие задачи. Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми.
Основы религиозных культур и светской этики ( ОРКСЭ ) ЦЕЛЬ : формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. ОРКСЭ - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых выбирается один для изучения.
« Основы религиозных культур и светской этики » 4 модуль « Основы иудейской культуры » 4 модуль « Основы иудейской культуры » 1 модуль « Основы православной культуры » 1 модуль « Основы православной культуры » 3 модуль Основы буддийской культуры » 3 модуль Основы буддийской культуры » 5 модуль « Основы мировых религиозных культур » 5 модуль « Основы мировых религиозных культур » 6 модуль « Основы светской этики » 2 модуль « Основы исламской культуры » 2 модуль « Основы исламской культуры »
« Основы светской этики » Цель данного образовательного модуля – дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры.
В чём заключается светскость предмета ? В чём заключается светскость предмета ? Светскость предмета заключается в том, что а ) предмет финансируется не религиозными организациями ; б ) реализацию и контроль над реализацией ведет Министерство Образования, а не Церковь ; в ) преподается он светскими преподавателями, за подготовку которых отвечает Министерство Образования ; г ) он не ставит своей целью подготовку кадров священнослужителей или вербовку новых прихожан ; д ) на этих уроках не может быть религиозной пропаганды.
Как будет организовано преподавание нового предмета ? Программой предусмотрено относительно небольшое количество уроков в рамках нового предмета – всего 34.
Изучение данного курса в 4 классе обусловлено тем, что данный предмет призван, в определенной мере, смягчить негативные последствия возрастного и образовательного кризиса в связи с переходом младшего подростка из начальной в основную школу.
Система оценивания : безотметочная 4 класс завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими и проектными работами.
Роль родителей в освоении ребёнком учебного предмета Многие виды деятельности подразумевают обращение ребёнка к членам своей семьи с целью получения информации : при выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала. У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно - воспитательном процессе. Включение родителей и членов семей обучающихся в школьную жизнь, предполагает нахождение общих интересов и общего поля деятельности, где всё происходит в интересах развития ребёнка.