Зачесова Е.В. ст. науч. сотр. Центра профессионального образования ОЦЕНИВАНИЕ в системе НПО и СПО
Консервативный «спасение» уровней образования, традиционных для нашей страны приведение качественных и количественных показателей подготовки в соответствие с запросами рынка труда - государственные субвенции - повышение престижа профессий/специальностей -… - изучение рынка труда - соц. партнерство и ГЧП - ФГОС нового поколения - сетевое взаимодействие - … ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Инновационный
ФГОС Требования к минимуму результатов: освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования ГОС Требования к минимуму содержания НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
общ. компетенция n проф. компетенция n проф. компетенция 3 оценка квалификации по умолчанию отождествлялась с оценкой качества освоения образовательной программы РЕЗУЛЬТАТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Требования к результатам освоения ОПОП НПО и СПО установлены ФГОС оценка квалификации должна происходить независимо от получения образования квалификация проф. компетенция 2 проф. компетенция 1 общ. компетенция 2 общ. компетенция 1
ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ Модули различного вида могут быть использованы в основных и дополнительных профессиональных образовательных программах
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА КОМПЕТЕНЦИЙ Профессиональная деятельность ОПОП НПО или СПО Вид проф.деятельности 1: ПК1.1+ПК1.2+…+ПК1. n Вид проф.деятельности 2: ПК2.1+ПК2.2+…+ПК2. n Вид проф.деятельности n: ПК n.1+ПК n.2+…+ПК n.n УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СОСТАВЕ ПМ ПДП (в СПО) МДК 1.1 МДК 1. n МДК 2.1 МДК 2. n МДК n.n МДК n.1 ПМ 1 ПМ 2 ПМ n ВКР ОПД ЕН (в СПО) ОГСЭ (в СПО) квалификация
ПРИМЕРЫ ОЦЕНИВАНИЯ Аккредитация образовательных программ Сертификация квалификаций Итоговая аттестация Промежуточная аттестация Текущий контроль КОС 1 КОС 2 КОС 3 КОС 4 КОС 5
КТО? КАК? ЧТО? ЗАЧЕМ? АЛГОРИТМ определение цели оценивания выбор объекта и предмета оценивания выбор метода и инструментов оценивания выбор субъекта оценивания анализ и толкование результатов оценивания собственно процесс оценивания
ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКАМОТИВИРОВАНИЕ (ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА) КОНСТАТАЦИЯ в процессе освоения ОПОП по результатам освоения ОПОП
КОНТРОЛЬ И АТТЕСТАЦИЯ контроль аттестация текущий рубежный итоговый промежуточная итоговая Опрос (устный или письменный) Тестирование Защита выполненных лабораторных или практических работ и др. Контрольная работа Защита работы / проекта Зачет Дифференцированный зачет Экзамен Экзамен (квалификационный) Защита курсовой работы / проекта Защита портфолио Дипломная работа / проект Государственный экзамен (?)
ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Объекты оценки Вид контроля или аттестации Примеры заданий Квалификация, уровень квалификации. Общие компетенции Государственная итоговая аттестация ВКР Вид профессиональной деятельности (часть квалификации) Профессиональные компетенции Экзамен (квалификационный) Показательная работа или защита портфолио Практический опыт Промежуточная аттестация по практике Практическое задание, направленное на решение локальной проф. задачи Умения Промежуточная аттестация (УД, МДК, УП и ПП). Текущий контроль Задание, предполагающее решение типовых учебных, учебно-профессиональных задач Знания Промежуточная аттестация (УД, МДК). Текущий контроль Задания на воспроизведение, понимание, анализ информации. Тесты выбора
ПО СИТУАЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ оценивание, проводимое в обычных условиях, основанное на наблюдениях за действиями обучающегося специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование некоторых проб, участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важность процесса данной проверки и проводимого оценивания
ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ (ПО СУБЪЕКТАМ ОЦЕНИВАНИЯ) внешнее оценивание оценивает не тот, кто учил (работодатель или эксперт) внутреннее оценивание кто учит, тот и оценивает (преподаватель или мастер) самооценивание оценивает тот, кто учился (сам обучающийся)
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОС Разработка пилотных заданий Апробация пилотных заданий Коррекция структуры фондов оценочных средств и (или) содержания тематических заданий (по результатам апробации) Штатное применение оценочных средств Верификация оценочных средств Валидация оценочных средств Периодическое обновление оценочных средств Проектирование структуры фонда оценочных средств (выбор дидактических единиц, критериев их освоения и последовательности предъявления заданий)
ТЕЗАУРУС Аттестационно-педагогические измерительные материалы (АПИМ) – измерительные материалы по одной или нескольким дисциплинам для оценки соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по основной образовательной программе. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – максимально однородные по содержанию и сложности экзаменационные материалы, обеспечивающие стандартизированную оценку учебных достижений выпускников в максимально однородных условиях. Контрольно-оценочные средства (КОС) – все виды оценочных материалов, позволяющих определить фактический уровень освоения образовательных программ и подтвердить достижение различных образовательных результатов, в т. ч. факт сформированности компетенций и готовности к определенным видам деятельности
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА АПИМ аттестационно-педагогические измерительные материалы КИМ контрольно-измерительные материалы ФОС (фонды оценочных средств) Средства для оценки сформированности компетенций ???
ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АПИМ Наименование Тема задания дидактической задания единицы Источник: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Дисциплина: Математика Время выполнения теста: 80 минут Количество заданий: 28 Дифференциальное исчисление 1Правила дифференцирования 2Производная сложной функции 3Производные высших порядков 4Геометрические приложения производной
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЕ 1 ( - выберите один вариант ответа) Производная функции имеет вид… ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) 2) 3) 4) ЗАДАНИЕ N 2 ( - выберите один вариант ответа) Степень вершины А равна … ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: 1) 4 2) 5 3) 3 4) 0
результатов освоения ПМ и ОПОП Задачи промежуточной аттестации по профессиональному модулю в форме экзамена (квалификационного) и государственной (итоговой) аттестации – оценивание результатов освоения ПМ и ОПОП (в целом) (в целом) на основании требований ФГОС и представлений эксперта ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ элементов компетенций Задачи текущего, рубежного и итогового контроля, а также промежуточной аттестации по МДК и УП/ПП (в составе ПМ) – оценивание элементов компетенций (знаний и умений) с последующим агрегированием оценок (балльных отметок) Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку компетенций
ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ (В ПМ) МДК (Т)МДК (ЛПЗ)УППП ВПД+ компетенции++ умения+++ знания++++
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ -точность и скорость чтения чертежей; - аргументированность преимуществ торгового предложения; - обоснованность отбора и оформления коммерческой рекламной информации для потребителей; -результативность информационного поиска; - своевременность оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях - выполнение требований инструкций и правил охраны труда при использовании офисной техники; - осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания - соответствие оформления витрины содержанию и правилам оформления торговых предложений; - соответствие выбранных методов проведения маркетинговых исследований их целям и задачам СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ…
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: определять элементы симметрии и основные морфологические особенности кристаллов Знать: виды симметрии; основные морфологические особенности кристаллов Оценка результатов лабораторной работы «Морфология кристаллов» Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Выполнять сложные формы огранки 1) верность и точность проектных расчетов; 2) соответствие выполненной огранки проекту 1)оценка расчетов (в курсовом проекте); 2) экспертная оценка качества огранки бриллиантов сложной формы ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Экзамен(квалификационный) ЭКЗАМЕН (КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ) ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОТОВЫЙ» «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» «ДОКУМЕНТЫ» С ЗАЩИТОЙ (ОБОСНОВАНИЕМ) БЕЗ ЗАЩИТЫ (ОБОСНОВАНИЯ) ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ ОЦЕНКА ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКТУ
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ПМ) ПАСПОРТ КОС ПМ для обучающихся для оценивающих ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ результаты освоения программы перечень заданий формы промежуточной аттестации: - экзамен (квалификационный) -ДЗ или Э по МДК - З или ДЗ по УП и/или ПП } по выбору ОУ обязательно УСЛОВИЯ ОЦЕНИВАНИЯ (контроль и аттестация)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) ПОРТФОЛИО Защита Выбор темы Преддипломная практика Исследование/ Проектирование Постановка цели Сбор артефактов Самооценка Оценка руководителем Выбор материалов для представления
ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ Условие допуска подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности Формы обязательно - защита дипломной работы по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества
Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Спасибо за внимание!