Достижения в реформировании системы попечения о детях Анна Норденмарк Северинссон, Специалист по защите детей, Региональное отделение ЮНИСЕФ по странам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Видение и перспективы реформы системы попечения о детях в регионе Центральной и Восточной Европы и СНГ Международная конференция «Обязательства, партнерства,
Advertisements

Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
FINANCING OF SERVICES ФИНАНСИРОВАНИЕ УСЛУГ. НАЧАЛО Услуги по месту жительства созданы Для небольшого числа пользователей, и не во всех местах Как пилотные.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Услуги по поддержке семьи и детей Секция 3 Создание и реформирование системы по уходу за детьми Бишкек, Maя 2009.
Георгий Какачиа Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты 2009.
Реформа социальной защиты детей в Грузии Достижения и проблемы Нино Купатадзе 2009.
Реформа системы ухода за детьми Цель и программа форума Анна Норденмарк Северинсон, Специалист по защите детей, Региональное отделение ЮНИСЕФUNICEF по.
Примеры реформы: микро и меззо- уровни планирования по деинституционализации Виктор В. Якжик Начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УСЛУГ Гордана Маткович Кишинёв, ноябрь 2009 года.
Де-институционализация Обеспечение улучшения жизни детей.
Система предотвращения помещения детей в государственные учреждения интернатного типа в Молдове Виорика Думбрэвяну, Начальник Департамента Защиты Ребенка.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Финансирование как фактор, способствующий переменам Джудит Камерон.
Что мы узнали в ходе реформы в области защиты детей? Весна Бошняк.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Разнообразие услуг и комплекс мероприятий на местном уровне Т. Колин, Кишинев, ноября 2009 года.
Оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Транксрипт:

Достижения в реформировании системы попечения о детях Анна Норденмарк Северинссон, Специалист по защите детей, Региональное отделение ЮНИСЕФ по странам ЦВЕ и СНГ В Республике Армения, Республике Беларусь, Грузии, Республике Молдова и Украине

Цель реформы системы попечения о детях Разлучение детей с родными семьями – показатель уязвимости семей Количество детей, разлученных с родными семьями и помещённых в учреждения, в странах ЦВЕ и СНГ остается одним из самых больших в мире: 210,000 детей в системе попечения (из 14 млн детей) Риск разлучения: 1 из каждых 70 детей Риск помещения в учреждения: 1 из каждых 140 детей Дети младшего возраста (до 3-х лет) – высокие показатели в некоторых странах Главные причины – «бедность» и инвалидность Цель реформы: Снижение риска разлучения Снижение использования интернатных учреждений для уязвимых детей

UNICEF Regional office CEE/CIS 3 Дети до 3-х лет

Срочность повестки реформ

ВВП на душу населения UNICEF Regional office CEE/CIS 5

Элементы реформируемой системы: Услуги (государственные и частные): Разукрупнение, перепрофилирование и закрытие интернатных учреждений: Диверсификация услуг – различные виды и равномерное распределение по стране: Услуги поддержки семьи и детей (дневной уход, адресная работа с семьями, психосоциальная поддержка и т.д.) Семейные формы устройства (приемные семьи, опека и попечительство и т.д.) Регуляторы, определяющие функционирование системы: Усиление функций государственного управления: Планирование, мониторинг и оценка функционирования системы и реализации политики Финансирование и составление бюджета (перевод средств на услуги по месту жительства) Ответственность и качество, ориентированные на клиентов (стандарты, аккредитация, инспекция и механизм подачи жалоб) Процесс принятия решений (индивидуальное сопровождение), адресность услуг и плата за услуги Развитие и укрепление органов власти для поддержки эффективного выполнения функций: Выделение основных функций органов власти на центральном и децентрализованных уровнях, развитие потенциала для их исполнения Усовершенствование координации (четкое распределение полномочий между секторами и улучшение межсекторного взаимодействия)

Развитие и реформирование услуг 1. Разукрупнение, перепрофилирование и закрытие интернатных учреждений 2. Диверсификация услуг

Перепрофилирование, разукрупнение и закрытие интернатных учреждений Достижения: Государственная политика и законодательство - приняты Все страны экспериментировали с закрытием учреждений – число учреждений уменьшилось Всеобъемлющие государственные планы перепрофилирования, разукрупнения и закрытия интернатных учреждений разработаны в 2-х странах Нахождение «новых занятий» для учреждений Нерешенные вопросы: Учреждения остаются главной услугой системы попечения Деинституциализация проходит медленно и непоследовательно: несмотря на политику деинституционализации, некоторые НПО открывают новые детские учреждения В большинстве стран предпринимаются отдельные усилия без общего плана реформы, и отдельно от развития новых услуг Мнение специалистов и общественности в пользу учреждений Иногда без должного внимания к интересам детей

Диверсификация услуг Достижения диверсификации услуг на местном уровне Государственная политика и законодательство предусматривают развитие спектра услуг Несколько новых видов услуг поддержки семьи и ребенка во всех 5-ти странах Новые услуги возникают как пилотные проекты, некоторые включены в государственный бюджет (это происходит медленно) Развитие новых форм семейного устройства продвинулось вперед в ряде стран (в других - только возникает) Существуют социальные пособия для семей, но зачастую сравнительно невысокие и не основаны на оценке индивидуальных потребностей Некоторые услуги и льготы для выпускников учреждений Нерешенные вопросы Необходимость дальнейшей диверсификации услуг Неравномерное распределение по стране (сконцентрированы в крупных населенных пунктах) Семейное устройство и услуги по профилактике распада семей развиваются недостаточно быстро Прогнозирование потребностей в услугах и планирование реформ (профиль и размер услуги, целевая группа пользователей, срок, место в системе и бюджет)

Укрепление и реформирование регуляторов системы 1. Функции управления для направления потребителей на пользование новыми услугами 2. Органы власти для эффективного осуществления функций системы

Statutory functions - main achievements Достижения в регулировании направления услуг на местный уровень и отход от услуг учреждений Механизмы контроля на входе на государственном уровне укрепляются в нескольких странах (межведомственные комиссии в 5-ти странах, единые банки данных в 2-х странах, стандарты и инспектирование услуг возникает, по крайней мере, в 2-х странах) Функции контроля на входе на местном уровне (пересмотр полномочий и формирование новых государственных служб на местном уровне, профессионализация социальной работы, индивидуальный подход к ребенку в сложной ситуации, раннее выявление уязвимых семей) Новые пути финансирования услуг Специализированные исследования по прогнозированию стоимости новых услуг в 3- х странах Составление бюджета, основанное на результатах Инновационные схемы (деньги следуют за ребенком на Украине и ваучерная система в Грузии), которые требуют опробирования на соответствие целям реформы

Функции государственного управления: нерешенные вопросы Определение ясных целей и задач реформы Пилотные проекты на начальной стадии реформы осуществлялись без четкого плана Необходимо усовершенствование системы сбора данных и использование данных для планирования, определения задач и показателей Потребность в систематическом мониторинге и оценке прогресса в реализации политики Улучшение регулирования и адресности услуг Функции контроля на входе на государственном уровне должны быть усилены в ряде стран (стандарты качества услуг, аккредитация, лицензирование негосударственных поставщиков услуг) Укрепление функций контроля на входе на местном уровне (четкое разделение полномочий между различными органами, индивидуальное сопровождение и процедура подачи жалоб) Перенаправление ресурсов от учреждений к новым услугам и составление бюджета реформы системы попечения о детях Составление бюджета, основанное на результатах, и разработка модели «потребитель- поставщик» - еще предстоят Перераспределение финансовых ресурсов по горизонтали и вертикали

Органы власти для эффективного осуществления функций системы Изменения с целью укрепления взаимодействия и децентрализации Объединение полномочий на центральном уровне Меры по децентрализации Нерешенные вопросы, связанные с незаконченностью реформы управления и преждевременной децентрализацией Ряд условий для успешной децентрализации Нерешенные вопросы межсекторного взаимодействия и распределения полномочий по защите детей в системе здравоохранения и образования Совместное решение проблемы отказа от новорожденных детей секторами здравоохранения и социальной защиты Уточнение правового статуса детей, фактически лишенных родительского попечения Междисциплинарный подход к поддержке детей с особенностями в развитии

Выводы Реформы, инициированные во всех странах, достигли точки для подведения итогов и извлечения уроков. Существует необходимость дальнейшей реализации положений государственной политики и интегрирования пилотных проектов в систему. Во всех странах предстоит установить минимум необходимого комплекса услуг Неравномерное развитие и различные акценты в отдельных странах Децентрализация и составление бюджета реформы проходит везде, но не закончено и необходимы дальнейшие усилия Ускорение реформы во время кризиса создаст долговременный позитивный эффект: Максимизация потенциала развития для детей Инвестирование в семьи и детей в контексте демографических перемен; Повышение эффективности бюджетных расходов Все участники должны договориться о стратегии покрытия расходов переходного периода

Последующие шаги Рассматривать защиту детей в широком контексте социальной защиты Достичь консенсуса о целях, задачах и показателях прогресса реформы Провести комплекс мер по вовлечению потребителей и сотрудников услуг Создать такую систему, в которой государственные и негосударственные поставщики услуг подчиняются одним и тем же стандартам Сбор дополнительных данных для прогнозирования потребностей в услугах Определить источники и методы для перераспределения ресурсов для новых услуг Провести оценку стоимости существующей системы и спрогнозировать Разобраться в недостатках контроля на входе UNICEF Regional office CEE/CIS 15