УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
Цель нашего урока - Повторение и обобщение знаний по теме Система счисления. - Мы должны усовершенствовать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую. - Давайте покажем, что действительно только мыслящий человек может осилить информатику.
Проверка домашнего задания 1. Десятичное число 125 переведи в двоичную систему. 2. Двоичное число перевести в десятичную систему. 3. Десятичное число 5473 перевести в восьмеричную систему. 4. Восьмеричное число 41 перевести в десятичную систему. 5. Шестнадцатеричное число B5 перевести в десятичную систему. 6. Десятичные числа 512 перевести в шестнадцатеричную систему.
Проверка домашнего задания
Волшебная карта
Что такое система счисления? Система счисления – это способ наименования и обозначения чисел. десятичная двоичная восьмеричная шестнадцатеричная и т.д. Системы счисления позиционные непозиционные римская
Цифра. Что это? Знаки (символы), используемые в СС для обозначения чисел, называются цифрами.
Римская система счисления Является непозиционной, т.е. каждый символ обозначает всегда одно и тоже число; Цифры обозначаются латинскими буквами: I, V, X, L, C, D, M (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000) Например: XXX – 30; XLI - 41
Позиционные системы счисления Основанием системы может быть любое натуральное число, большее единицы; Основание ПСС – это количество цифр, используемое для представления чисел; Значение цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та же цифра соответствует разным значениям в зависимости от того, в какой позиции числа она стоит; Например: 888: 800; 80; 8 Любое позиционное число можно представить в виде суммы степеней основания системы.
Десятичная СС Основание системы – число 10; Содержит 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; Любое десятичное число можно представить в виде суммы степеней числа 10 – основания системы;
Двоичная СС Основание системы – 2; Содержит 2 цифры: 0; 1; Любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы; Примеры двоичных чисел: ; 10101;
Правила перехода 1. Из десятичной СС в двоичную СС: Разделить десятичное число на 2. Получится частное и остаток. Частное опять разделить на 2. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 2. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет двоичной записью исходного десятичного числа.
Примеры:
Задание 1: Для десятичного числа 341 выполни перевод в двоичную систему счисления. проверка
2. Правило перехода из двоичной системы счисления в десятичную. Для перехода из двоичной системы счисления в десятичную необходимо двоичное число представить в виде суммы степеней двойки и найти ее десятичное значение. Пример:
Задание 2: Двоичное число перевести в десятичную систему. проверка
Восьмеричная СС Основание системы – 8; Содержит 8 цифр: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; Любое восьмеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 8 – основания системы; Примеры восьмеричных чисел: 2105; 73461;
Правило перехода из десятичной системы счисления в восьмеричную Разделить десятичное число на 8. Получится частное и остаток. Частное опять разделить на 8. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 8. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет восьмеричной записью исходного десятичного числа.
Примеры:
Задание 3: Десятичное число 421 перевести в восьмеричную систему. проверка
Правило перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную. Для перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо восьмеричное число представить в виде суммы степеней восьмерки и найти ее десятичное значение.
Задание 4: Восьмеричное число 520 перевести в десятичную систему. проверка
Шестнадцатеричная СС Основание системы – 16; Содержит 16 цифр: от 0 до 9; A; B; C; D; E; F; Любое шестнадцатеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 16 – основания системы; Примеры шестнадцатеричных чисел: 21AF3; B09D;
Правило перехода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную Разделить десятичное число на 16. Получится частное и остаток. Частное опять разделить на 16. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 16. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет шестнадцатеричной записью исходного десятичного числа.
Примеры:
Задание 5: Десятичное число 302 перевести в шестнадцатеричную систему. проверка
Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Для перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.
Задание 6: Шестнадцатеричное число A28 перевести в десятичную систему. проверка
Связь систем счисления 10-ая 2-ая 8-ая 16-ая A B C D E F
Правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную Разбить двоичное число на классы справа налево по три цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей восьмеричной цифрой.
Задание 7: Двоичное число перевести в восьмеричную систему проверка
Правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную Каждую восьмеричную цифру заменить двоичным классом по три цифры в каждом
Задание 8: Восьмеричное число 26 перевести в двоичную систему. проверка
Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную Каждую шестнадцатеричную цифру заменить двоичным классом по четыре цифры в каждом
Задание 9: Шестнадцатеричное число C3 перевести в двоичную систему. проверка
Задания для домашней работы 1. Для числа : , выполнить перевод: 10 2, 10 8, Для чисел: выполнить перевод: 2 10, 2 8, Для чисел: 777 8, 1AB 16 выполнить соответствующий перевод: 8 2, 16 2.
Ответы к заданию 1
Ответы к заданию 2
Ответы к заданию 3
Ответы к заданию 4
Ответы к заданию 5
Ответы к заданию 6
Ответы к заданию 7
Ответы к заданию 8
Ответы к заданию 9
Ответ к заданию 9