« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова
Задержка психического развития ( ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие черты: ограниченность представлений об окружающем; низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; преобладание игровых интересов; обедненный словарный запас; незрелость эмоций и волевых качеств личности; слабая сформированность навыков интеллектуальной деятельности..
Особенности восприятия: Замедленность восприятия и переработки информации. Низкий уровень аналитического восприятия. Снижение активности восприятия. Выраженное нарушение более сложных форм восприятия, требующие участия нескольких анализаторов - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР: Снижение объема памяти и скорости запоминания. Снижение произвольной памяти. Нарушение механической памяти. Преобладание наглядной памяти над словесной,
Особенности внимания: 1. Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности. 2. Низкий уровень устойчивости внимания, большое количество отвлечений дети не могут длительно заниматься одной деятельностью; 3. Нарушение произвольного внимания.
Особенности мыслительной деятельности: Несформированность познавательной мотивации своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам. Отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, «с ходу». Недостаточная критичность к результатам своей деятельности. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы
Специфические особенности мыслительных операций: Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки); Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам); Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
Особенности развития эмоциональной сферы обучающихся: Эмоционально - волевая незрелость; Недостаточная сформированность волевых качеств; Недостаточная критичность к своей личности; тревожность; Нарушения самооценки. Импульсивность; Повышенная эмоциональная утомляемость Вялость, пассивность, возбуждение, расторможенность Стремление к уединению
Дошкольники Первоклассники Беспечность, беззаботность, погруженность в игру, наивность Соблюдение режима дня, подчинение нормам и правилам школьной жизни
Адаптация к школе Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Адаптация Физиологическая (состояние здоровья) Психологическая Социальная (взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе)
ФОРМА РАБОТЫ с педагогом – психологом - ГРУППОВАЯ Наполняемость групп – 6 обучающихся. Частота занятий – 2 р. в неделю.
Содержание занятий: Сентябрь – декабрь – программа по повышению уровня адаптационных возможностей, развитию ЭВС. Занятия с элементами Сказкотерапии Пальчикового театра Арт-терапии
сентябрь ноябрь
сентябрь ноябрь
сентябрь ноябрь
сентябрь ноябрь
Содержание занятий Январь – май Программа по развитию психических процессов: восприятия; Внимания; Памяти; Мышления.
Работа в СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ проводится по следующим направлениям: профилактическая работа - предупреждение неблагоприятных психологических состояний у детей; Релаксация – снятие психоэмоционального напряжения у детей. развитие эмоциональной сферы, снятие тревожности, чувства страха; психомоторная коррекция: развитие мелкой моторики, тактильная тренировка рук и стоп