И.С.Тургенев «Отцы и дети»
История создания романа Замысел романа возник в 1860 г. в Англии. В мае 1861 г. Тургенев вернулся домой в Спасское –Лутовиново. К августу 1861 г. роман был в основном завершен, а в феврале 1862 г. опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник». Спасское-Лутовиново
Общественно-исторический контекст
Образ главного героя Н. А. Добролюбов В. Г. Белинский
Воздух эпохи
Пейзаж ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА–брали глину для нужд, ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА–брали глину для нужд, ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ–крупные строить было не под силу, а маленькие – плохи, ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ–крупные строить было не под силу, а маленькие – плохи, РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ–солому брали на корм скоту… РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ–солому брали на корм скоту… Бедность и нищета чувствуются во всем: Бедность и нищета чувствуются во всем: НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА, ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА, ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА… ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА… Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение: Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение: НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА… РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…
Пейзаж МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ–оборванные, одетые в отрепье. МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ–оборванные, одетые в отрепье. Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий. Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий. Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства. Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства. ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде. ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде. БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права. БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.
Функции пейзажа Описание места действия Описание места действия Создание нужного настроения Создание нужного настроения Воздействие природы на формирование личности героя Воздействие природы на формирование личности героя
Социальный пейзаж Характерно не изображение всесторонней жизни природы. Характерно не изображение всесторонней жизни природы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни и гармонии.