Фома Аквинский (1224(25)-1274) Бахар О.Ю Студентка 2 курса Дневного отделения «Экономическая теория» 1
Биографические сведения Фома Аквинский родился в конце 1224 года или в начале 1225 года в замке Рокка Секка близ Неаполя. Когда ему было 5 лет родители отправили его в бенедиктинский монастырь Монте Кассино. Там он пробыл 7 лет. Это первоначальное монастырское воспитание оставило в его душе неизгладимый след: и теперь, отныне и навсегда он был, прежде всего монахом г-1248 г – Фома Аквинский отправляется в Париж учиться (его учителем был Альберт Великий). В 1256 году Фома получает права преподавать. С 1259 по 1268 г. Фома был призван в Италию, в папскую курию, где преподавал при папах Александре IV, Урбане IV и Клименте IV. 7 марта 1274 г. он умирает в цистерцианском монастыре Фосса Нуова, в возрасте 49 лет. 2
Основные труды Фомы Аквинского два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии») дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы») комментарии на: несколько книг Библии 12 трактатов Аристотеля «Сентенции» Петра Ломбардского трактаты Псевдо-Дионисия анонимную «Книгу о причинах» ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы несколько трактатов об алхимии стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика» 3
Вклад Фомы Аквинского в экономическую науку. Его основные теорий Экономические идеи древних греков получили дальнейшее развитие в произведениях средневековых схоластов. Наиболее известным произведением схоластов, посвященным экономической проблематике, является "Сумма теологий" Фомы Аквинского. Следует отметить важную особенность развития не только экономической мысли, но и науки в целом в этот период. В средние века в Западной Европе огромную роль во всей общественной жизни играла католическая церковь, и основной вклад в развитие экономической мысли вносили католические богословы(теологи) и церковные юристы (канонисты). В работе "Сумма теологий" Фома Аквинский рассматривает 512 вопросов. 4
Вклад Фомы Аквинского в экономическую науку. Его основные теорий Экономические блага тремя способами помогают человеку достичь своей цели, а именно: гарантируют ему поддержание жизни, создают возможность творить добрые дела и обеспечивают ему соответствующее общественное положение. Фома выделяет еще одно общественное значение экономических благ: они, как он указывает, служат достижению общего блага. 5 Экономические блага естественные искусственные
Ссудный процент Как и Аристотель, Фома отрицательно относится к взиманию ссудного процента. Важнейший аргумент против существования процента основан на том, что кредитор получает возможность обогащаться без труда со своей стороны, таким образом оказываясь "паразитом", которому достаются плоды чужого труда. Поэтому кредитор, берущий плату за время в виде процента обманывает ближнего, а также Бога, за свободный дар за который он требует цену. Наконец, существование ссудного процента порождает зависть и распри, противоречит принципам христианского милосердия, согласно которым ближнему следует помогать из чувства любви к нему, а не ради выгоды. 6
Собственность Много внимания Фома Аквинский уделял частной собственности. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. 7 В собственности он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.
«Справедливая цена» Фома подходит к ней, прежде всего, с философской точки зрения и ставит вопрос о том, что определяет ценность экономических благ. С его точки зрения цена охватывает пять элементов: работа и расходы, полезность, редкость, достаточная ценность, предпочтения. Фома Аквинский осуждает получение торговой прибыли; однако, он считает что, она оправдана в тех случаях, когда: 1. является средством существования того, кто ее получает 2. используется на благотворительные цели. Таким образом, если торговля не осуществляется только ради барыша, то она приемлема. 8
«Справедливая цена» В этом состоит суть довольно противоречивой концепции справедливой цены Фомы Аквинского, пожалуй, наиболее видного из средневековых схоластов. 9 Справедливость Справедливость "сообразно вещи ". Здесь речь идет о том, что цена товара должна покрывать средние издержки его производства. Справедливость "отношения части к целому". А здесь речь идет о том, что цена должна обеспечивать приемлемое существование каждого слоя.
Выводы Фома Аквинский относиться к досистемному времени, в этот период экономические школ еще не сформировались, если людей волновала например какая - нибудь проблема или вопрос, они ее разбирали и искали пути ее решения. Фома Аквинский был продолжателем идей Аристотеля, главной особенность было то, что он учел новые идей и приспособил экономическую мысль к новому времени. Учения Фомы Аквинского представляют собой пример схоластической экономической мысли, которая не раскрывает внутренние основы экономического развития, а формулирует правильные, с точки зрения католической церкви, принципы экономического поведения людей. 10
Вопросы Какие три основные экономические проблемы рассматривает Фома Аквинский в трактате «Сумма Теологий» ? Ответ: собственность, «справедливая цена» и процент Последователем чьих идей был Фома Аквинский? Ответ: Аристотеля Какие две разновидности экономических благ различает Фома Аквинский? Ответ: естественные и искусственные блага 11
Список использованных источников Введение в философию св. Фомы Аквинского / Перевод Г.Д. Вдовиной.- Оп.: Москва-Санкт-Петербург: ЦГНИИ ИНИОН РАН Культурная инициатива Университетская книга, [Электронный ресурс] Режим доступа: html - Дата доступа: html Вклад св.Фомы Аквинского в Социальное учение Католической Церкви [Электронный ресурс] Режим доступа: - Дата доступа: История экономических учений: учебное пособие / Н.И Пшиканокова.- Майкоп: АГУ, с. Юзеф Майк / Перевод с польского: А.В.Гура /Социальное учение Католической Церкви [Электронный ресурс] Режим доступа: - Дата доступа:
Спасибо за внимание! 13