Понимание текста : тема, проблема, идея, авторская позиция По книге: Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ/ Е.П. Алексеева. – Изд. 9-е, стереотип. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, – 304 с. ISBN
Чтобы определить тему текста, прочитайте текст и запишите (можно устно) все абзацы текста по формуле: ключевое слово + мысль = микротема.. Все полученные микротемы свяжите и назовите их одним общим словом или словосочетанием, то есть обобщите – получится тема всего текста. Микротема 1 абзаца + микротема 2 абзаца + микротема 3 абзаца + микротема 4 абзаца = ТЕМА текста Тема текста
Проблема текста Проблема = вопрос, требующий решения. Тема всегда подразумевает проблему. Тема – понятие более широкое, чем проблема. Например: Тема текста – поэт и поэзия – подразумевает проблему: в чём предназначение поэта и поэзии?
Главная мысль текста (идея) = ответ на проблемный вопрос. Главная мысль текста (идея) Авторская позиция Авторская позиция = точка зрения автора, отношение автора к высказанным проблемам.
Например :
Тема данного текста – особенности манеры спорить, поведение полемистов. Проблема зависимости успеха спора от поведения оппонента. Или: Как успех спора может зависеть от поведения полемистов? Главная мысль: Поведение полемистов влияет на успех обсуждения. Понимание особенностей манеры спорить позволяет определять собственную тактику в споре. Авторская позиция: оппоненты должны ува- жать друг друга, отказаться от использования непозволительных уловок, грубости и унижения, чтобы лучше разобраться в проблемах.
Тест ЕГЭ. Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. Я все время повторяю, что феномен русских мозгов не этнобиологический, что своим существованием он обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский даёт ему больше, чем математика. недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Тест ЕГЭ. Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Я убеждён, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: Жди меня Симонова, В землянке Суркова, тот же Тёркин Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в информацию, чтобы Евгений Онегин рассматривался только как энциклопедия русской жизни. Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьёзных дел время получать удовольствие от стилистических красот. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
Тест ЕГЭ. Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая Онегина, не зная Преступления и наказания, Обломова, Тихого Дона, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там народ ! Нас и так уже иначе как населением не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя… (В. Непомнящий)
Тест ЕГЭ. Ответьте на вопрос. А28. Какова, по мнению автора текста, главная цель преподавания литературы в школе? 1) Передать подрастающему поколению лучшие культурные традиции, духовные ценности. 2) Расширить представление молодёжи о разных сферах жизни, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах. 3) Развить творческие способности школьников. 4) Научить подрастающее поколение ценить художественное слово, развить литературный вкус.