Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная
Цель урока: Комплексный анализ текста Задачи урока: 1. Работа над формированием умения и навыков в поисковой и творческой деятельности учащихся по лингвистическому и литературоведческому анализу художественного произведения. 2. Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности по русскому языку на основе: А) соединения теоретического материала с его практическим применением Б) установления межпредметных связей 3. Формирование умственных, учебных действий : анализа, систематизации, обобщения.
Стиль текста: художественный Задача - воздействовать на чувства и воображение читателя с целью эмоционального восприятия.
Жанр – сказка - притча Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.
Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
Композиция притчи: 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Кульминация 4. Развязка
Изобразительно - выразительные средства и стилистические фигуры: 1. Аллегория 2. Метафора 3. Перифраза 4. Эпитет 5. Антитеза 6. Инверсия 7. Градация 8. Многосоюзие 9. Многоточие 10. Умолчание
Обобщение композиционно – смыслового анализа: Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.греч.
Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».
Алгоритм формулировки проблемы текста: Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном – в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении – от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:
Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный – человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности). Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся? Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.). Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).
Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например: Автор поднимает проблему… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему … поднимает писатель Д. Гранин. Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, - это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков. Что такое …?( В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.
Идея художественная главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей. Идея может быть сформулирована в тексте произведения самим автором в виде ясного вывода (иногда афоризма), например мораль в басне, а может логически вытекать из всего произведения. Идея главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.
Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Т. Уайдлер