Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Advertisements

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Проблема текста Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей 3» г.Саров Васьковой Ольгой Валерьевной.
Осенью льет холодный дождь. Был конец ноября - самое грустное время в деревне. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Несколько дней.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Над сочинением. Школьное сочинение предусматривает анализ художественного произведения - его научное исследование, цель которого раскрыть содержание литературного.
Применение ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ Как работать над частью С (проблема,комментарий к проблеме, позиция автора в сочинении – рассуждении).
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Транксрипт:

Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная

Цель урока: Комплексный анализ текста Задачи урока: 1. Работа над формированием умения и навыков в поисковой и творческой деятельности учащихся по лингвистическому и литературоведческому анализу художественного произведения. 2. Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности по русскому языку на основе: А) соединения теоретического материала с его практическим применением Б) установления межпредметных связей 3. Формирование умственных, учебных действий : анализа, систематизации, обобщения.

Стиль текста: художественный Задача - воздействовать на чувства и воображение читателя с целью эмоционального восприятия.

Жанр – сказка - притча Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.

Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Композиция притчи: 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Кульминация 4. Развязка

Изобразительно - выразительные средства и стилистические фигуры: 1. Аллегория 2. Метафора 3. Перифраза 4. Эпитет 5. Антитеза 6. Инверсия 7. Градация 8. Многосоюзие 9. Многоточие 10. Умолчание

Обобщение композиционно – смыслового анализа: Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.греч.

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».

Алгоритм формулировки проблемы текста: Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном – в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении – от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный – человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности). Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся? Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.). Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например: Автор поднимает проблему… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему … поднимает писатель Д. Гранин. Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, - это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков. Что такое …?( В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

Идея художественная главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей. Идея может быть сформулирована в тексте произведения самим автором в виде ясного вывода (иногда афоризма), например мораль в басне, а может логически вытекать из всего произведения. Идея главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Т. Уайдлер