КОНЦЕССИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УКРАИНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПРОЕКТОВ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Правовые аспекты государственно-частного партнерства и особенности его осуществления на местном уровне 24 сентября 2010 г. г. Киев
Структура: Развитие концессионного законодательства Украины и практика его применения Концессионная модель, предусмотренная законодательством Будущее концессионных проектов в свете нового закона о ГЧП Пути совершенствования концессионного законодательства
Развитие концессионного законодательства Украины и практика его применения
Зарождение… 1999 год Закон Украины "О концессиях"; Закон Украины "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог"; Перечень объектов права государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию (постановление Кабинета Министров Украины 2293).
Зарождение… 2000 год Новая редакция Закона Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" (1991 г.); Порядок определения объектов концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования (постановление Кабмина 1064); Порядок проведения концессионного конкурса на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог (постановление Кабмина 1521); Типовый концессионный договор на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги (постановление Кабмина 1519).
Зарождение… Проекты Львов – Краковец (подписан договор); Львов – Броды (подписан договор); от границы с Российской Федерацией к автодороге Киев – Харьков – Довжанский протяжностью 48,7 км (Харьковская область) (план); Южная трансъевропейская автомагистраль Западная граница – г. Киев на участке Винница – Киев протяжностью 146 км (международный транспортный коридор 3) (план).
Попытка год Закон Украины "О строительстве автомобильных дорог в Украине"; Закон Украины "О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев – Одесса". Проект Киев – Одесса (избрана другая модель).
Евро год Закон Украины "Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине"; соответствующие подзаконные нормативно- правовые акты.
Евро Проекты Львов – Краковец; Большая кольцевая автомобильная дорога вокруг города Киева (северо-восточный обход – по существующей дороге); отдельные участки дороги Киев – Ирпень; подъездные пути к аэропортам, контрольно- пропускным пунктам на границе, зонам отдыха; улучшение дорожного обслуживания, безопасность движения и т.п.
Новые реформы 2009 год новая редакция Закона Украины "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог"; изменения в Закон Украины "О концессиях"; Закон Украины "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, расположенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости" год Закон Украины "О государственно-частном партнерстве".
Новые реформы Проекты Львов – Краковец (перезаключение концессионного договора); Большая кольцевая автомобильная дорога вокруг города Киева (проект). НАСЕГОДНЯ НЕТ НИ ОДНОГО ПОЛНОЦЕННОГО КОНЦЕССИОННОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ
Концессионная модель, предусмотренная законодательством
Концессионная модель
Распределение ответственности Концессиедатель: предоставляет автомобильную дорогу; обеспечивает предоставление прав на земельный участок; получает концессионные платежи. Концессионер: обеспечивает финансирование проекта; (проектирует?) строит / реконструирует дорогу; обслуживает (эксплуатирует?) дорогую; получает плату за пользование дорогой.
Реформы Закон Украины "Об автомобильных дорогах" (2005): отнесение дорог к разряду платных на основании специального закона; взимание платы останавливается и возобновляется по решению Кабинета Министров Украины; плата за проезд направляется в Государственный бюджет Украины; функционирование дороги может обеспечиваться концессионером. Редакция Закона "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог" (2009): появилась возможность дотировать строительство дороги концессиедателем; возможность получать плату за эксплуатационную готовность; исключен механизм взимания платы за проезд.
Будущее концессионных проектов в свете нового закона о ГЧП
Закон о ГЧП ключевые слова: "партнерство", "сотрудничество", "справедливое распределение рисков" и т.п.; расширен перечень функций частного партнера: проектирование, эксплуатация, обслуживание…; договоры регулируются законодательством с учетом особенностей, предусмотренных законом; объекты ГЧП не могут быть приватизированы;
Закон о ГЧП четче определен порядок решения земельного вопроса; предусмотрено финансирование за счет бюджета; затронут вопросы государственных гарантий; к правам и обязанностям сторон ГЧП-договора на протяжении срока его действия применяется законодательство Украины, действующее на день его заключения.
Пути совершенствования концессионного законодательства
Пример структуры договоров
Вопросы, требующие дальнейшего урегулирования Порядок проведения концессионного конкурса: независимый организатор конкурса; квалификационный отбор; стадия конкурсного диалога; конкурсное обеспечение; участие иностранных корпораций; множественность участников на стороне одного заявителя; порядок согласования текста концессионного договора с претендентами; более гибкие правила, в зависимости от особенностей проекта.
Вопросы, требующие дальнейшего урегулирования Проектирование и строительство: возможность проектирования до получения прав на земельные участки; упрощенная система изъятия земельных участков для выполнения утвержденных правительством концессионных проектов; получение дополнительных земельных участков временно на период строительства; участие заказчиков – государственных предприятий как балансодержателей дорог; технический надзор со стороны заказчика; независимый инженер.
Вопросы, требующие дальнейшего урегулирования Финансирование: механизм государственных гарантий; прямые договоры с кредиторами и акционерами концессионера; механизм взимания и распределения платы за проезд; случаи освобождения от концессионных платежей; контроль за использованием бюджетных средств; обеспечение выполнения обязательств концессионера; залог корпоративных прав концессионера.
Вопросы, требующие дальнейшего урегулирования Эксплуатация: регулирование дорожного движения; колл-центры; управление транспортными потоками; сотрудничество с органами ГАИ, пожарными, скорой помощью и т.п.
Вопросы, требующие дальнейшего урегулирования Инвестиции: разграничение между объектами инвестирования и объектами концессии; размещение объектов сервиса и реклама вдоль дорог; земельные права инвесторов; использование платежей от привлеченных концессионером инвестиций; создание объектов инвестирования на этапе эксплуатации автомобильной дороги; использование объектов дорожной инфраструктуры для предоставления дополнительных услуг.
Благодарим за внимание! Контактная информация: Бизнес-центр Леонардо ул. Богдана Хмельницкого, 17/52A г. Киев Украина Тел.: Факс: Электронная почта: