Специфика деятельности организатора работы с молодежью 1. Стиль руководства и условия его эффективности. 2. Факторы и условия, определяющие эффективность стилей руководства.
Специфика деятельности Организатора работы с молодежью: умение общаться с людьми, уметь владеть собой, регулировать свои действия, контролировать себя со стороны, оценивая свои действия, носитель целей и задач совместной деятельности.
Социально-психологические требований к личности руководителя: способность разбираться в предмете своей деятельности профессиональная компетентность; умение разбираться в людях, понимание их целей, задач, потребностей, их отношения к работе, другим людям социально-психологическая компетентность, способность увидеть себя со стороны, глазами подчиненного, оценить свои действия с его точки зрения рефлексивная способность, умение планировать цели и задачи совместной деятельности, учитывая цели и задачи ее участников, их ожидания и намерения организаторская способность. умение влиять на людей, пользуясь своими правами, полномочиями, личным обаянием, педагогическими способностями, то, что определено как авторитет руководителя.
Стили руководства: Авторитарный (директивный) стиль. Демократический (коллегиальный) стиль. Либеральный (попустительский) стиль. Бюрократический стиль.
Авторитарный (директивный) стиль Предполагает, что решения принимаются единолично. Их реализация осуществляется под личным контролем руководителя. Он стремится быть в курсе всех дел до последней мелочи, поскольку полностью несет ответственность за все происходящее в коллективе. Руководитель к людям строг, требователен, порой жесток, но справедлив. Любит дисциплину, точность, аккуратность, исполнительность, распоряжения (указания) отдаются в приказной форме, деловым, строгим тоном, кратко, ясно. Основные методы в работе с людьми принуждение, внушение, личный пример. Позиция над группой, доминирование.
Демократический (коллегиальный) стиль Характеризуется тем, что планирование дел и выработка решений осуществляются сообща, путем обсуждения. Их реализация поручается отдельным исполнителям вместе с передачей ответственности за их выполнение. О ходе выполнения и возникающих затруднениях ответственные докладывают руководителю для согласования решения. В общении с людьми руководитель держится как первый среди равных, демократичен, прост, любит шутку, непринужденность отношений, приветствует инициативу, самостоятельность, развитие собственных идей и новые предложения. Распоряжения отдает в форме предложения, пожелания, даже совета. Тон товарищеский, благожелательный. Основные методы работы с людьми убеждение, внушение. Позиция внутри группы, коллектива.
Либеральный (попустительский) стиль Характеризуется тем, что четкое планирование отсутствует, план меняется в зависимости от обстоятельств. Нет четкого закрепления функций и заданий за каждым исполнителем. Сотрудники сами определяют направление своей работы, согласуя его с руководителем и другими сотрудниками. Общение руководителя с сотрудниками свободное, отношения уважительные, держится с людьми как равный среди равных, пре доставляет полный простор инициативе, творчеству, сводя руко водство к минимуму и видя в этом залог продуктивной работы. Позиция в стороне от группы, коллектива.
Бюрократический стиль Однако руководитель, как это не раз отмечалось, отличается от лидера тем, что занимает промежуточное положение между двумя группами руководимым коллективом и высшим руководством. Введение в схему отношений руководителя и коллектива нового элемента выявляет, по крайней мере, еще один вариант стиля руководства.
Факторы, определяющие эффективность стилей руководства: Характер организации. Уровень развития коллектива. Ситуация, или задачу, которую приходится решать руководителю. Личность молодого человека. Личность руководителя.
Вывод: Таким образом, решение проблемы оценки эффективности стиля руководства нельзя считать однозначным, оно зависит от ряда факторов.
Литература: 1. Зиновьева, Н.В. Психологическая подготовка руководителей профессионалов: проблема развития стиля деятельности. – М., Коул Джеральд. Управление персоналом в современных организациях. – М., 2003.
Благодарю за внимание!