КОНФЛИКТЫ Классификация конфликтов Классификация конфликтов Фазы и этапы конфликта. Фазы и этапы конфликта. Преодоление конфликта Преодоление конфликта Результаты конфликта Результаты конфликта Стратегии преодоления конфликта Стратегии преодоления конфликта
классификация конфликтов 1. По масштабу – общими, локальными 2. По стадиям развития зарождающимися, зрелыми или угасающими. 3. По степени осмысленности слепыми или рациональными. 4. По формам протекания мирными или немирными. 5. По продолжительности кратковременными и затяжными 6. По отношению к отдельному субъекту конфликты – внутренними и внешними. 7. С точки зрения организационных уровней – горизонтальными и вертикальными. 8. По сфере возникновения деловые и личностные 9. По распределению потерь и выигрышей симметричные и асимметричные 10. Исходя из степени внешнего проявления – скрытным (латентным) или открытым. 11. По последствиям конструктивными и деструктивными.
Фазы и этапы конфликта. Первая фаза – конфликтная ситуация (ценности, интересы, установки участников объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет). Вторая фаза – инцидент (события или обстоятельства, послужившего поводом к столкновению). Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта его эскалация. Третья фаза – кризис и разрыв отношений. Эта фаза состоит из двух этапов - конструктивного и деструктивного. В рамках конструктивного сохраняется возможность контактов через посредника, в рамках деструктивного никакое сотрудничество не возможно. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с захватом спорного объекта, прямым насилием над оппонентом, созданием для него помех и причинением прямого или косвенного вреда. Четвертая фаза – полное окончание конфликта по любым причинам (разрешение, перемирие, тупик).
Преодоление конфликта разъединение участников (что может мешать решению текущих производственных задач); полная психологическая перестройка участников, которая, как считают специалисты, редко бывает успешной; изменение рангов оппонентов (конфликт вряд ли будет продолжаться, если один из них, прежде занимавший одинаковую со всеми должность, станет руководителем); перемирие, при котором стороны остаются на своих позициях, следовательно, сама конфликтная ситуация не исчезнет.
Результаты конфликта 1. перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т. п.); 2. распад или обновление коллектива; 3. кадровые перестановки; 4. поиск «козла отпущения» (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных).
Стратегии преодоления конфликта 1. стратегия ухода от конфликта – когда обе стороны мало заинтересованы в его разрешении 2. стратегия приспособления – когда сторона с более высоким рангом к исходу конфликта безразлична, предоставив другой стороне получить то, что для нее важнее, а самой - оставаясь без выигрыша, но и не в проигрыше. 3. силовая стратегия – когда ранг оказывается более высоким у заинтересованного оппонента, он пытается использовать для решения конфликта в свою пользу, в этом случае слабая сторона оказывается в проигрыше («примирение с тупиком»). 4. компромиссная стратегия – если ранг оппонентов одинаков и они в равной мере заинтересованы в преодолении конфликта, то могут применять, предполагающую разделение примерно поровну выгод и потерь. 5. Стратегия окончательного разрешения конфликта нацеливает стороны на прекращение противоборства, совместный поиск и устранение его причин. Условиями ее применения являются: 1. наличие общей цели; 2. взаимное доверие; 3. отношение к конфликту как к нормальному явлению, которое, однако, необходимо как можно скорее изжить; 4. своевременный и точный диагноз проблемы; 5. признание равноправия, законности интересов и точек зрения сторон.