в доступной и наглядной форме формирование и углубление у обучающихся 10 класса знаний о фотосинтезе для обоснования космической роли зеленых растений Цель презентации:
Цель урока: углубление знаний о метаболизме на основе изучения фотосинтеза. Задачи: Углубить и расширить знания о метаболизме; Изучить фотосинтез как один из вариантов пластического обмена; Уметь охарактеризовать две фазы фотосинтеза: световую и темновую; Уметь обосновать космическую роль зелёных растений
Актуализация знаний о разных способах питания клеток: Какие признаки характерны для открытых систем? Почему важнейшим условием жизнедеятельности клеток и организмов является питание? Почему для процессов ассимиляции необходима энергия? Какие организмы и клетки способны синтезировать органические вещества из неорганических?
Какие организмы называются автотрофными?
Как называются эти организмы по способу питания?
Дайте пояснение данному рисунку:
Какой процесс называют фотосинтезом?
Где происходит фотосинтез?
Выдвижение проблемы: В течение миллионов лет в недрах земли накопилась энергия солнечного света. В виде чего аккумулировалась эта энергия? Откуда она произошла? Основным продуктом фотосинтеза является органическое вещество – углеводы. А что будет являться побочным продуктом данного процесса?
Изучение новой темы. I Фотосинтезирующий органоид зеленых растений. Назовите структурные и функциональные единицы хлоропластов. На мембранах каких структур хлоропластов расположен хлорофилл? В чем заключается специфичность химической структуры молекулы хлорофилла? Что такое цитохромы? Что такое строма?
Хлоропласты- фотосинтезирующие органоиды клетки зеленых растений. Тилакоиды- структурные и функциональные единицы хлоропластов, тонкие мембранные мешочки, уложенные в граны, на которых расположены молекулы хлорофилл и цитохромы –переносчики электрон Строма – внутренняя среда хлоропласта
Фотосинтез Фазы фотосинтеза.
Особенности процессов, протекающих в световой фазе фотосинтеза. Фотосистема I: фотолиз воды при участии электронов за счет фотореакций и получение НАДФ Н – восстановителя для темновой фазы. Фотосистема II: синтез АТФ (нециклическое фосфорилирование: 18АДФ+ 18Ф 18АТФ) и образование О 2 как побочного продукта фотолиза воды. Итог световой фазы: накопление энергии в виде АТФ и АДФ.
Особенности процессов, протекающих в темновой фазе фотосинтеза. Протекает независимо от света в стромах СО 2 восстанавливается до глюкозы за счет энергии, запасенной в молекулах АТФ и НАДФ Н – цикл Кальвина
Вывод: В результате фотосинтеза растения накапливают органические вещества и обеспечивают постоянство уровня СО2 и О2 в атмосфере.
Рефлексия: Почему фотосинтез возможен только у зелёных растений? При каких условиях возможен фотосинтез? В каких структурах клетки протекает фотосинтез? Что происходит в световую фазу фотосинтеза? Какое вещество связывает световую и темновую фазу фотосинтеза? Как можно усилить фотосинтез? В чем проявляется космическая роль зелёных растений?
Задания на дом: Объясните как мы получаем солнечную энергию, запасенную миллионы лет назад на нашей Земле? Заполните таблицу: