«Чтоб чувства добрые в читателе рождать…» (В.А.Громов) Слово о святочном рассказе Н.С.Лескова «Зверь» (1883 г.) (выступление учителя русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У РОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО «Ж ИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ » ( ПО РАССКАЗУ.
Advertisements

СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ Солнце всех Солнц-есть Сердце. Вся жизнь проходит через Сердце. Источник богатств духовных и материальных- есть Сердце.
Без памяти нет совести? Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Сосновская СОШ» Азовского ННМР Омской области Григорьевой Надежды Андреевны.
Быков Даниил Быков Даниил Каревский Илья Каревский Илья Климов Илья Климов Илья Пономарев Алексей Пономарев Алексей Сурин Илья Сурин Илья.
Имя твоё несу через жизнь как святыню. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся.
Притча Христа о добром самарянине Встреча с добрым самарянином.
В Тебе любовь святая Другой такой не знаю Я хочу, чтоб она Направляла меня Я хочу, чтоб она Направляла меня.
Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
МБУ «ЦБС» города Тамбова, детская библиотека - филиал 11 им. В. Маяковского, ул. Южная дом 68 т ПРОГРАММА « Родник души моей»
Урок МИЛОСЕРДИЯ Учитель начальных классов Комаровских В.С.
ЦЕННОСТЬЦЕННОСТЬ – понятие,обозначающее: - общественные идеалы Должного и Вечного (истина, красота, справедливость) -Форма духовных идеалов (эстетических,
Тайдонова Ольга Евгеньевна, педагог дополнительного образования.
« Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина « Господин из Сан - Франциско »
Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа общества Пробуждать чувства добрые… Чувства добрые я лирой пробуждал А.С. Пушкин.
Рождественское чудо Жанр святочного рассказа в литературе.
Самая большая роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения. Антуан – де Сент Экзюпери.
«Я дышу и значит я люблю, Я люблю и значит я живу…» В.Высоцкий Хохленко Г.В., учитель русского языка и литературы.
Словарь дружбы Руководитель (и): Тюрюканова Людмила Николаевна Автор : Сезоненко Дарья Класс, образовательное учреждение: 2 «Б» класс, МБОУ СОШ 2 гор.
Автор-Дмитриева Марина Владимировна, учитель МОШИ «Лицей-интернат города Балашова»
Цель: 1.Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; 2.Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить.
Транксрипт:

«Чтоб чувства добрые в читателе рождать…» (В.А.Громов) Слово о святочном рассказе Н.С.Лескова «Зверь» (1883 г.) (выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «Экономическая гимназия» г. Хабаровска Лесник Светланы Дмитриевны на Рождественских чтениях в Духовной семинарии)

Николай Семёнович Лесков Творческая задача: Дать «читателю доброкачественную духовную пищу на все времена »

Свидетель страшной картины (травля медведя Сганареля как Рождественское развлечение для гостей) Свидетель сцены свершившегося чуда, спасения, дара Приезд в дом дяди, богатого орловского помещика, накануне Рождества Христова

Идейно-тематическая точка зрения: Жестокий немилосердный человек-зверь «Господин Страх» (Х. Маклейн – американский лесковед) властвует в рассказе: «дядю боялись все», «я в доме такого хозяина гостил неохотно и с немалым страхом» Человеколюбец, оценивший доброту и мужество своего крепостного Ферапонта и способный творить добро Эпилог рассказа: «…в московских норах и трущобах есть люди, которые помнят… старика, который словно чудом умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя…не с пустыми руками…»

Чудо святочного преображения: Смута сердца, обращение внутрь себя Испытание потрясения, открытие: «неужели я такой?» Живое, искреннее, проникновенное, Слово священника Алексея, несущее истину и свет

Великодушие и «ве-ЛИК-о-ДУШ-ие… Великодушие – высокое душевное качество, в основе которого снисходительность, умение жертвовать собой. («Толковый словарь» С.И. Ожегова). «Проявление душевного качества, направленного «во вне» (от человека – носителя этого качества- к другим)» «Ве-ЛИК-о-ДУШ-ие» - «ЛИК вечности (вечных истин) в ДУШЕ человека» «Проявление действия, направленного «во внутрь» человека: обрати взор на самого себя, на то, что есть внутри каждого из нас, в наших душах, в наших сердцах»

Основные законы жизни, основные законы человеческого сердца: МИЛОСЕРДИЕ СОСТРАДАНИЕ ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ДОЛГ КАЖДОГО УТЕШИТЬ ДРУГА И НЕДРУГА

Любовь, способная уничтожить и победить страх, – основная мысль рассказа Н.С. Лескова «Зверь» Ферапонт : Благородное, по-детски чистое сердце Мысль о деятельном благочестии человека, должного оставлять «по себе в памяти благочестивых потомков идеальный образ, озаренный лучами святости» Священник Алексей: Благородное сердце, способное «сберечь живое и глубокое чувство совести, мечту о праведничестве и святости, острое чувство «правды» и «кривды»… дух милосердия» Дядя (главный герой рассказа): пробуждается душа, просыпается совесть: герой обретает человеческое лицо и способность «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего» « Маленький» герой рассказа: Благородное сердце, в котором живет «потребность человека увеличивать сумму добра в себе и вокруг себя», любить животных и людей. Ребёнок – это личность, полноправный «другой», живущий по правде, по совести.

Мудрости… 1. Вся жизнь проходит через Сердце. 2. Источник богатств, духовных и материальных, есть Сердце. 3. Самого главного глазами не увидишь: зорко одно лишь Сердце. 4. Без Сердца… разве человек поймет? 5. Облагораживание собственного Сердца есть превращение его в СОЛНЦЕ, ВОСХОД которого ждут все.