Пузравина О. Е., учитель начальных классов ГБОУ СОШ пос. Волжский Утёс Шигонского района Самарской области.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский
Интересный урок - современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный; актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени; действенный; насущный; существующий, проявляющийся в действительности.
плюсы минусы Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Главные ориентиры урока – коллективное выравнивание, средняя успеваемость, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. Это наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. На уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. Позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. Традиционный урок
Традиционный урок – это основа для последующих типов уроков это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение; это известные ученые и менее известные учителя- практики; это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по- прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме; это как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
Аспекты самоанализа Вопросы для самоанализа I. Цели (задачи) урока 1. В чём заключается основной замысел проведённого мною урока? 2. Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? 3. Какие цели (задачи) планировал (а) достичь (решить) в ходе урока? II. Содержание и организация учебного занятия 1. Насколько удачно я сумел (а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? 2. Соответствовали ли они принципам личностно-ориентированного подхода, целям (задачам) урока? III. Технология работы педагога 1. Какие технологические приёмы я использовал (а) для того, чтобы на уроке: -актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся; -стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; -создавать для учеников ситуации выбора учебных занятий и форм их выполнения; -строить учебное взаимодействие диалога и монолога; -учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников? IV. Результативность проведённого урока 1. Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? 2. Насколько проведённое занятие было направлено на: а) становление и проявление индивидуальности учащихся; б) развитие творческих способностей школьников; в) формирование положительной Я-концепции личности учеников; г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения? 3. В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? 4. Что не удалось решить при его проведении? 5. Как можно использовать недостатки урока? Самоанализ урока
К НА НА компетентность качество критичность красота креативность «классность» культура коммуникабельность квалификация корректность контакт О органичность основательность отдача оптимизм открытость организация ответственность образованность оригинальность одухотворённость обучение отношение М У моделирование мышление мотивация манеры методика мастерство методы Ф Р фантазия формирование функциональность фундамент формы О Оотдых осмысленность открытие организованность обучение опора озарение объективность объяснение оценивание Р К радость работоспособность развитие рост результат рефлексия работа Т Е тепло трудолюбие творчество талант темп терпение толерантность технологии труд Учитель и урок
Критерии эффективности современного урока: Обучение через открытие Самоопределение обучаемого Наличие дискуссий Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения Педагог управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение: 1. Успех обеспечивается эффектным началом. 2. Подведение итогов, обсуждение достигнутого. 3. Объяснение. 4. Опрос… и т.д.
Время «готовых» уроков постепенно отходит. Урок должен быть одушевлён личностью учителя.