Лекция 3 Основные этапы, логика построения ученического исследования Синькова Наталья Валентиновна Учитель английского языка МОСШ 1
Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Вот краткие определения каждого из элементов «системы». 1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования 2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности 3. Изучение научной литературы и уточнение темы 4. Формулирование гипотезы 5. Формулирование цели и задач исследования
Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может со ответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, английскому языку и т.д.
Требования к теме: Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, харак терном для данной работы. Актуальность (острота, назревшая потребность в решении «прямо сейчас) в т.ч. и для исследователя Значимость для теории и практики 2) Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период) 1) Проблемность (необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике) Неочевидность решений
Объект исследования: то, что исследуется в некоторой объектной области или практической сфере. То, что описывается вами как исследователями Предмет исследования (или предметы): те аспекты объекта (характеристики-особенности,связи, отклонения, взаимовлияния…), которые станут глубоко изучаться в ходе исследования Объект Предмет 1 Предмет 2 Предмет 3
Требования к объекту: Объект должен рассматриваться не изолированно, а в структуре более сложных процессов действительности; Объект должен изучаться системно (рассматривать достаточное для описания количество аспектов) В исследовании объекта необходимо определить эмпирическую базу исследования (место, охват, тип выборки и т.д.) Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.
Основополагающий проблемный вопрос- способ определения объекта исследования как проблемы. - Не имеет однозначного ответа (вариативен). - На самом деле требует ответа (не имитационный) - В случае рассмотрения может привести к открытиям (о неизвестном, а не об известном) - Обращает исследование к самым существенным аспектам объекта - Позволяет сформулировать гипотезы исследования Требования
В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза оп ределяется как научно обоснованное предположение о непосред ственно наблюдаемом явлении. Поскольку тема исследования содержит проблему, гипотеза связана с проблемным знанием То что я знаю (внутри круга) То, что я не знаю (на границе знания и не знания). Проблемное знание Требование к гипотезе: проблемность (неочевидность) как субъективная (для исследователя),так и объективная
Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. Целеполагание: мыслительная деятельность по постановке цели. Требования к цели. - Значимость. (Необходимость реализации цели для того, кто ее поставил и объективная). -Осознанность (Понимание связи: интерес - мотив- потребность – цель) - Простроенность (Понимание связи: тема - проблема – гипотеза- предмет- объект – цель - задачи
Типология основных задач Познавательные и учебные ( изучения теории и практического опыта) Организационно- управленческие (подбор ресурсов, мотивация, контроль…) Задачи моделирования Поиска и создание теоретической модели (моделей) объекта Исследовательские и диагностические (поиска и создания методик и технологий исследования); Практические (использования выводов и применение результатов в практике).