Методика Горяева Н.А.>>
необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца
Обратите внимание на особенность пластической формы, на ее «скульптурность», на единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи, на древние знаки-символы в декоре, образующие нарядное узорочье у деревянных предметов, на удивительную их соразмерность человеку.
Нетрудно увидеть в облике деревянных ковшей образ ладьи, птицы, коня, солнца, воды (вода в ковше символ водной стихии)
Элементы русских прялок: головка, гребень. лопасть, или полоска, лопата, личина; столбик, или стояк; донце, подгузник.
Процесс прядения нити в мифологических представлениях не только древних славян, но и других народов воспринимался как священное действо, работа, смысл которой творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими непосредственно в творении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле.
Северные прялки Знаки солнца Пронизанность мотивом солнца не только орнаментальной композиции, но и самой конструкции прялки. Это и расположение в центре декоративной композиции большого солнца, которое имеет значение «белого света», дополненного кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине круги «городки», замыкающие верхнюю часть лопаски, символ дневного солнца, совершающего путь над землей, и декоративные «серьги», замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца.
Нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нем. Предмет благодаря причастности высшим идеям, выраженным в его образном строе, становится художественным произведением, вещью- образом.
Знаки земли «Итоги анализа большого количества прялок привели к следующим выводам: резьбой и раскраской передана древняя, восходящая к бронзовому веку картина мира. Нижний мир, мир подземно-подводный, мир ночного солнца передан образом ящера и солнца, находящегося под землей. В средней или нижней части лопасти изображалась вспаханная земля (квадратики или ромбы, обычно заштрихованные). Ниже земли на боковых нижних выступах прялки (серьгах, чусках) почти обязательно изображалось рельефно восходящее и заходящее солнце. Путь солнца по небосводу обозначался выступами на верхнем дугообразном крыле прялки. Вся центральная плоскость прялки, с которой соприкасалась кудель, была отведена теме солнца, как символа неба, и изумительному по своей гармоничности изображению белого света, играющего десятками граней своей сложной композиции». Знаки солнца
Задание Продумать форму прялки, придать ей пластическую выразительность в рисунке, а затем вырезать из бумаги, сложенной пополам.
Прялку можно укрупнить, если к лопасти, вырезанной из одного листа бумаги, приклеить вырезанную из другого листа ножку-стоячок.
По окончании рисунка поверхность прялки тонировать «под дерево» акварелью охристого цвета. Необходимо продумать композицию росписи или резного узора, включая в нее традиционные образы и мотивы и дополнить их геометрическими и растительными элементами.
Вести работу от простого к сложному, стремиться выделить размером, цветом композиционный центр, организующий вокруг себя второстепенные элементы декоративной композиции.
Роспись можно выполнять гуашью, кистями разной величины: крупными для организации плоскости большими цветовыми пятнами, тонкими для более тщательной, детальной проработки декоративных элементов. Для этой работы могут быть использованы и другие материалы, например восковые мелки и акварель (в этом случае тонировать заготовку не следует) или сангина и уголь.
Желаю удачи в воплощении собственных замыслов с опорой на народную традицию
Домашнее задание: найти изображения орнаментов русской народной вышивки. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Методическое пособие к учебнику. 5 класс