Менеджмент СПбГПУ ФЭМ Автор: д.э.н., проф. Козлов А.В., каф. «Экономика и менеджмент в машиностроении» г.
Определение менеджмента (в широком смысле) Менеджмент- совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании АВК СПбГПУ ФЭМ
Определение менеджмента Руководство группой людей таким образом, чтобы поставленные цели достигались планомерно, организованно и под контролем за счет использования инструментов принятия решений, мотивации, коммуникации и делегирования полномочий
АВК СПбГПУ ФЭМ Закон Паркинсона Предоставленные самим себе вещи имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему
АВК СПбГПУ ФЭМ Подходы к определению сущности понятий менеджмент и управление МЕНЕДЖМЕНТУПРАВЛЕНИЕ Искусство Наука Функция Процесс Люди
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Научное управление и классическая школа (20-е гг.) Ф.Тейлор, Г.Гантт, Г. и Л. Гилберты, А.Файоль, М.Вебер, А.Богданов, Д.Муни Основные положения школы Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда Процессный подход к управлению
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Научное управление и классическая школа (20-е гг.) Ф.Тейлор, Г.Гантт, Г. и Л. Гилберты, А.Файоль, М.Вебер, А.Богданов, Д.Муни Основные идеи, используемые в современном менеджменте Научный подход к менеджменту Анализ способов выполнения работ Управление как процесс с выделенными функциями
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Школы человеческих отношений и поведенческих наук (30-е - 50-е гг.) Э.Мэйо, Д.Мак-Грегор, А.Маслов, Ф.Герцберг и др. Основные положения школы Трудовой коллектив как социальная группа Управление межличностными отношениями для роста эффективности труда и развития потенциала работников
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Школы человеческих отношений и поведенческих наук (30-е - 50-е гг.) Э.Мэйо, Д.Мак-Грегор, А.Маслов, Ф.Герцберг и др. Основные идеи, используемые в современном менеджменте Использование инструментов коммуникации, групповой динамики и мотивации Персонал – особый ресурс предприятия
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Теория принятия решений и экономико- математические методы (50-е – 60-е г.) Р.Беллман, С.Джонсон, Л.Канторович, Г.Оуэн, С.Черчмен, В.Новожилов и др. Основные положения школы Разделение процесса принятия решений на этапы и шаги Разработка и применение количественных методов планирования и организации производства
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Теория принятия решений и экономико- математические методы (50-е – 60-е гг.)Р.Беллман, С.Джонсон, Л.Канторович, Г.Оуэн, С.Черчмен, В.Новожилов и др. Основные идеи, используемые в современном менеджменте Понятие оптимального решения и построение математических моделей в экономических системах Использование количественных методов при принятии решений
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Системный и ситуационный подходы (50-е - 60-е гг.) М.Вебер, Р.Акофф, Н.Винер, Л.Берталанфи, М.Портер и др. Основные положения школы Взаимосвязь и взаимодействие всех частей организации Учет воздействия факторов внешней среды Ситуационный подход при оценке и принятии решений
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Системный и ситуационный подходы (50-е - 60-е гг.) М.Вебер, Р.Акофф, Н.Винер, Л.Берталанфи, М.Портер и др. Основные идеи, используемые в современном менеджменте Рассмотрение организации как открытой, целостной системы Значение анализа внешней среды Принятие решений с учетом сложившейся ситуации
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Стратегическое управление, теории инноваций и лидерства (80 е е гг.) М.Портер, И.Ансофф, Г.Минцберг, Г.Морган, Р.Стогдил и др. Основные положения школы Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой, разработка стратегии развития организации Инновационность как основа конкурентоспособности Лидерство вместо распорядительства
АВК СПбГПУ ФЭМ Характеристики основных школ управления 20-го века Стратегическое управление, теории инноваций и лидерства (80 е е гг.) М.Портер, И.Ансофф, Г.Минцберг, Г.Морган, Р.Стогдил и др. Основные идеи, используемые в современном менеджменте Понятие конкурентного преимущества и разработка стратегии Инновационный подход к изменениям в организации Радикальное изменение взаимоотношений между руководством и персоналом
АВК СПбГПУ ФЭМ Принципы управления Разделение труда Полномочия и ответственность Единоначалие и дисциплина Единство направления Приоритет общих интересов
АВК СПбГПУ ФЭМ Принципы управления Мотивация персонала Обратная связь Справедливость Порядок Инициатива Корпоративный дух
АВК СПбГПУ ФЭМ Микро-кейс Александр Александр, владелец и генеральный директор страховой компании в С.Петербурге, по своей природе очень энергичный руководитель. Он всегда сам определял задания для менеджеров отделов и планы продаж для подразделений. Но однажды он принял участие в семинаре «Стили управления и лидерства». Тренер, ведущий семинар, рассказал о различных стилях управления и при этом однозначно и категорично утверждал, что самый лучший стиль – демократический, который позволяет вовлечь сотрудников в процесс принятия решений и, соответственно в процесс их реализации. Вернувшись в офис, Александр пригласил подчиненных менеджеров и объяснил им, что теперь он ждет от них идей по поводу плана продаж на следующий месяц. Срок представления планов – ближайший понедельник. В понедельник Александр, слушая доклады менеджеров по планам продаж, все мрачнел и мрачнел. После последнего выступления Александр сердито накричал на менеджеров, обвинив их в стремлении устроить себе легкую жизнь. Он буквально кричал: «Я доверился вам, а вы меня просто обманули, предложив планы, реализовать которые ничего не стоит, вы думаете, что я настолько глуп, чтобы одобрить ваши бредовые предложения… Это была моя ошибка – доверять вам, завтра же вы получите реальные планы продаж и поверьте, вам придется серьезно потрудиться, чтобы выполнить их»,- добавил он
АВК СПбГПУ ФЭМ Микро-кейс Александр Вопросы: 1. Что Александр сделал неправильно, какие принципы управления нарушил? 2. Как будут вести себя менеджеры в дальнейшем? 3. Какие решения проблемы Вы можете предложить?