Лидерство СПбГПУ ФЭМ ЭММ Автор: д.э.н., проф. Козлов А.В. Каф. ЭММ г.
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ2 Управление стилем Идентификация собственного стиля Использование эффективного варианта собственного стиля управления Избежание неэффективных вариантов Ситуативный выбор стиля управления
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ3 Ситуативный выбор стиля управления Модель Танненбаума - Шмидта Область свободы действий для сотрудников Область применения власти лидером Демократический стиль, ориентация на отношения Авторитарный стиль, ориентация на работу Поведение лидера
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ4 Ситуативный выбор стиля управления Модель Танненбаума - Шмидта 1. Лидер дает возможность сотрудникам действовать в рамках «зоны свободы» 2. Лидер в определенных пределах делегирует право решения сотрудникам 3. Лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решение 4. Лидер выдвигает решения и считает возможным их обсуждение и изменение 5. Лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить 6. Лидер убеждает сотрудников принять его решения 7. Лидер принимает решения и доводит их до своих подчиненных
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ5 Ситуативный выбор стиля управления Модель Фидлера Вводится понятие Наименее Предпочитаемого Работника – НПР (с точки зрения руководителя) Выявляются лидеры с низким НПР и высоким НПР Используются три переменные Отношения лидер – последователи Структурирважность работы Должностная власть
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ6 Влияние характеристик выполняемого задания Отношения лидер – последователи (уровень лояльности, поддержки и доверия по отношению к лидеру) Структурирважность работы Ясность цели (Цель очевидна и однозначна или цель определена нечетко и может меняться в ходе выполнения задания) Количество траекторий достижения цели Вариантность правильных решений Должностная власть (уровень формальной власти лидера)
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ7 Ситуативная модель Фидлера ситуации Структурир важность работы Право на власть Эффективность достигается Благоприятствие ситуации Отношения с подчиненными хор пл выс низ Лидером, ориентированным на работу (низкий НПР) Лидером, ориентированным на отношения (высокий НПР) Наиболее благо- приятная ситуация Наименее благо- приятная ситуация
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ8 Ситуативный выбор стиля управления Модель Арси-Бланшара Готовность сотрудников высокая средняя низкая R4R3R2R1 Способны, хотят или уверены в себе Способны, но не хотят или не уверены в себе Неспособны, но хотят или уверены в себе Неспособны и не хотят или не уверены в себе S1S1S2S2 S3S3 S4 Поведение лидера Передает ответственность за решения и исполнение Делится идеями, инициирует принятие решений Доводит до сотрудников и объясняет решения Дает распоряжения и осуществляет постоянный контроль
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ9 Ситуативный выбор стиля лидерства личность сотрудника, персональные характеристики («нет большего неравенства, чем одинаковое отношение к неодинаковым» ) характеристики порученного задания этап выполнения задания текущая ситуация в отделе\на фирме ) Феликс Франкфуртер, член Верховного суда США
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ10 Ситуационный выбор стиля лидерства на основе вертикальных парных связей (ВПС) Основная идея: восприятие лидером данного сотрудника влияет на поведение лидера, а оно, в свою очередь, влияет на поведение подчиненного. Основные положения теории ВПС Лидер не должен одинаково относится ко всем подчиненным Каждая парная связь (руководитель - подчиненный) уникальна Руководитель выделяет две категории подчиненных: внутригрупповые члены коллектива и вне групповые члены коллектива.
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ11 Ситуационный выбор стиля лидерства на основе вертикальных парных связей (ВПС) Основные положения теории ВПС Внутригрупповые члены коллектива объединены общей системой ценностей и сотрудничают с лидером Внегрупповые члены коллектива существенно имеют меньше общего с лидером и группой в целом. Результат: первая категория получает более ответственные и приносящие большее вознаграждение работы. Вторая категория сотрудников менее важные и ответственные и менее позитивно подкрепленные задания. Они получают меньшее удовлетворение от работы и, рано или поздно, покидают коллектив.
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ12 Выбор стиля в соответствии с опытом сотрудника Виды сотрудников Начинающий энтузиаст Разочарованный ученик Осторожный исполнитель Уверенный профессионал Стиль управления «Увлеченный» (Директивный) «Относительный» (Наставнический) «Относительный» (Поддерживающий) «Либеральный» (Делегирующий)
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ13 Три навыка ситуационного лидера Диагностика Компетентность Заинтересважность Гибкость Умение использовать разные стили лидерства Партнерство Двусторонняя связь с сотрудниками
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ14 Характеристики эффективного и неэффективного руководителя Слабое влияние на людей Чувствует себя недооцененным Не имеет представление о процессе влияния Его воздействие на окружающих мало Сильное влияние на людей Ценится окружающими Понимает процесс влияния Оказывает значительное воздействие на окружающих
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ15 Характеристики эффективного и неэффективного руководителя Одевается несоответствующим образом Имеет неубедительный внешний вид Нечетко излагает свои мысли Испытывает нехватку уверенности в себе Ведет себя вызывающе и неуверенно Одевается соответствующим случаю образом Имеет убедительный внешний вид Ясно излагает свои мысли Уверен в себе Ведет себя вызывающе, но уверенно
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ16 Характеристики эффективного и неэффективного руководителя Не имеет хороших личных отношений с людьми Не способен поощрять окружающих Имеет негативное представление о себе Отдает нечеткие указания Устанавливает хорошее взаимопонимание Вознаграждает требуемое поведение Имеет реалистическое представление о себе Дает четкие указания
АВК ЭММ ФЭМ СПбГПУ17 Характеристики эффективного и неэффективного руководителя Не имеет стратегии влияния на группы Испытывает нехватку настойчивости Не умеет выслушать других Развивает стратегию влияния на группы Стремится быть настойчивым Умеет выслушивать других