Осуществление системно- деятельностного подхода при проведении уроков математики
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. К.Д.Ушинкий
Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость.
Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя Словесные 10%-20% (слышит) Наглядные 50% (видит) Практические 90% (делает сам) Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся
Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Применение знаний учениками 5. Рефлексия деятельности Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
Тема: «Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями»
Сравнить дроби:
Тема: «Четырехугольники»
Параллелогра́мм - это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Свойства параллелограмма: В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам. Прямоугольник - это параллелограмм, у которого все углы прямые (равны 90 градусам) Ромб - это параллелограмм, у которого все стороны равны. Квадрат – это параллелограмм … Квадрат – это прямоугольник … Квадрат – это ромб …
Тема: «Признаки делимости на 9»
Вспомним Какие числа делятся на 2 ? Какие числа делятся на 5 ? Какие числа делятся на 10 ?
Можно ли по последней цифре числа узнать, делится ли оно на 9 ? 9 × 1 = 9 9 × 2 = 18 9 × 3 = 27 9 × 4 = 36 9 × 5 = 45 9 × 6 = 54 9 × 7 = 63 9 × 8 = 72 9 × 9 = 81
Тема: «Признаки делимости» Задача. В районе 9 школ. Их директора договорились распределить поровну все поступающие в район школьные учебники. Удастся ли разделить поровну между этими школами 837 новых учебников математики?
Решение: = Из каждой сотни учебников возьмем по 99 книг. После этого от 8 сотен учебников останется 8 книг. Если из каждого десятка учебников возьмем по 9 книг, то останется 3 книги. Всего останутся нераспределенными книг =18, а число 18 кратно 9.
Вывод: ЕСЛИ СУММА ЦИФР ЧИСЛА НА 9, ТО И САМО ЧИСЛО НА 9.
Какие Универсальные Учебные Действия прежде всего развивает проблемный диалог? 1. Организационные – умение решать проблемы 2. Коммуникативные – вести диалог 3. Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Ведите ученика от собственного опыта к общественному; Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите; Учите анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируйте ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
Спасибо за внимание!