Модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ РСОШ 10 Дворникова Галина Витальевна – заместитель директора по инновационной работе
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Базовое образование Профильное образование Элективные курсы Модули Углубленное изучение профильного предмета Углубленное изучение профильного предмета
Факторы успешности организации предпрофильной подготовки и обучения по индивидуальным учебным планам : - не стационарность образовательной среды в школе; - разнообразие, большой выбор курсов по выбору и элективных курсов; - краткосрочность и практико ориентированный характер курсов по выбору; -свобода выбора каждым ребёнком траектории своего развития; -осуществление психолого-педагогического мониторинга.
Изменения в МОУ РСОШ 10, связанные с переходом на предпрофильную подготовку и обучение учащихся по ИУП: 1. Переход на новый БУП (универсальную модель) и обучение учащихся по индивидуальным учебным планам. 2. Изменения системы управления и организации учебного процесса. 3. Изменение системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся.
Основная задача предпрофильной подготовки: профессиональное самоопределение учащихся в процессе освоения программ курсов по выбору и профконсультирования.
1 этап: выявление и активизация проблемы для исследования, постановка учебно-познавательных задач, планирование работы. 2 этап: коллективная и индивидуальная познавательная деятельность 3 этап: фронтальное обсуждение результатов работы. 4 этап: рефлексия и оценивание работы каждого ученика. Основные этапы учебной деятельности на занятиях курсов по выбору:
Курсы по выбору в нашей школе: Предметно ориентированные Межпредметные
Задачи предметно ориентированных курсов: реализация учеником интереса к выбранному предмету; уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне; создание условий для подготовки к экзаменам по выбору.
Задачи межпредметных курсов: создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий; ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю.
Содержание курсов по выбору в нашей школе представляет собой: Расширенный, углубленный вариант какого-то раздела предмета; Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий; Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения, или освоение определенного вида деятельности.
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА II СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ класс предмет Количество часов учитель название Количество учащихся, выбравших элективный курс 8 класс биология 17Пулемёнова И.А. зелёная аптека 21 словесность 12Малахова О.И. Учимся бесконфликтном у общению 4 математика 17Киреева Т.А.Геометрия в построениях 13 Ин. язык 34Соколова О.А.Деловой английский 23 правоведение 17Соколова И.М. Правовые ситуации в жизни подростка 27 логика 17Горобец С.Н.Основные формы мышления 7 физика 12Мироненко Е.Л. Оптические иллюзии 6 КУРСЫ ПО ВЫБОРУ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА II СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
класс предмет Количест во часов учитель название Количество учащихся, выбравших элективный курс 9 класс биология 10Пулемёнова И.А. Слагаемые здоровья 10 словесность 10Малахова О.И.Деловая риторика 19 математика 10Городова Л.П.Процентные отношения в жизненных ситуациях 26 технология Тутова И.Е. Задорожный С.А. Хозяйка фермерской усадьбы, будущий фермер 29 химия 10Григоренко Е.В. Место химии в системе естественных наук 19 психология 10Селина Т.Н.Твой выбор 24 логика 10Горобец С.Н.Логика как основа исследовательской деятельности 12 физика 10Дворникова Г.В. Физика в выбранном мной деле 12 география 10Павлятенко З.В. Экология ландшафта 1
Посетили 2 курса по выбору –7 чел (19%). Посетили 3 курса по выбору 10 чел (26%). Посетили 4 курса по выбору – 10 чел (26%). Посетили 5 курсов по выбору –6 чел (16%). Посетили 6 курсов по выбору –1 чел (3%). Посетили 7 курсов по выбору –2 чел (5%). Посетили 8 курсов по выбору – 2 чел (5%). Результаты тестирования учащихся:
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ: углубление и расширение знаний в выбранной предметной области; овладение культурой познания и самопознания; самореализация; профессиональная ориентация.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ индивидуальная и групповая познавательная деятельность; дискуссии, мозговые атаки, круглые столы; работа над творческими проектами; обзорные лекции.
Основные мотивы выбора учащихся, учитываемые при разработке курсов: Подготовка к ЕГЭ. Приобретение практических знаний и навыков. Возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда. Любопытство. Поддержка изучения базовых курсов. Профессиональная ориентация. Интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
Основные компоненты профильной программы и программы элективного курса: Пояснительная записка Учебно-тематическое планирование Основные компоненты содержания Перечень УМК Перечень форм реализации и используемых технологий Ожидаемые результаты Формы контроля и критерии оценки Перечень литературы, библиография
Требования к адаптированным и авторским программам элективных курсов: соответствовать концепции ПО; иметь практическую направленность; обладать логикой построения и подачи материала; быть хорошо структурированной; быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам; предполагать активные методы обучения; иметь определенную степень новизны; обладать некоторой степенью обобщенности содержания; состоять из нескольких мобильных модулей
1. Пропедевтика профильного обучения. 2. Интеграция очной и дистанционной форм обучения. 3. Сетевое взаимодействие с другими школами района. 4. Расширение сферы применения новых педагогических технологий в обучении и воспитании. Задачи на будущее:
Основные составляющие профильной школы в будущем: 5-7 классы –пропедевтика 8-9 классы – предпрофильная подготовка классы – профильное обучение на основе сетевого взаимодействия и дистанционного обучения