Жизнь и творчество Владимира Высоцкого.
"...Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, И весёлый манер, на котором шучу..."
25 января 1938 г. в Москве в семье Семена Владимировича и Нины Максимовны Высоцких родился сын Владимир. Отец – военный, мать – служащая, работник архива. Во время Великой Отечественной войны был с матерью в эвакуации. После войны и развода родителей жил в новой семье отца, два года был в Германии в Эберсвальде, где проходил службу отец. В детстве начал писать стихи. Стихотворение «Моя клятва», написанное в связи со смертью Сталина, было помещено в стенгазете предприятия, где работала мать.
Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
На перепутье… Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все, что он передавал в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы дальних рейсов - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."
...20 июля 1980 года Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет каждый хранит его у себя как реликвию... "Кому сказать спасибо, что - живой!» написал Высоцкий в своем известном стихотворении.
А я гляжу в свою мечту Поверх голов, И свято верю в чистоту - Снегов и слов! А 33 – Христу. Он был поэт, он говорил: Да не убий. Убьёшь – везде найду, мол. Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, Чтоб не писал и ни о чём не думал Ведь Земля – это наша душа, Сапогами не вытоптать душу Но если туп как дерево – родишься баобабом И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне, и неспроста: Я не люблю насилья и бессилья, Вот только жаль распятого Христа Изведать то, чего не ведал сроду, - глазами, ртом и кожей пить простор!.. Кто в океане видит только воду, Тот на земле не замечает гор И в мире нет таких вершин, Что взять нельзя! Досадно, что сам я не много успел, Но пусть повезёт другому.
Хриплый голос с гитарой звучал семиструнной Сильно, больно, смешно ль, но пронзительно, страстно. От коротких ночей ли недобрый, с прищуром, Взгляд внимательный многим казался опасным. Шел по жизни, врываясь в сердца поколений, А своё разрывалось со струнами вместе. Твой волнующий стих не узнает забвенья - Слишком прочно вошел он во все твои песни. О.И. Колечкова