«Быть здоровым, сильным, ловким помогают тренировки! ЗОЖ + спорт = победа! Для спортсменов важно это!»
ТЕМА ОПЫТА: Формирование навыков здорового образа жизни у легкоатлетов в условиях дополнительного образования Формирование навыков здорового образа жизни у легкоатлетов в условиях дополнительного образования
Создать условия для формирования навыков и привычек здорового образа жизни (ЗОЖ) у легкоатлетов в условиях дополнительного образования. Создать условия для формирования навыков и привычек здорового образа жизни (ЗОЖ) у легкоатлетов в условиях дополнительного образования.
1 Образовательная: Сформировать понятия: «ЗОЖ», «Здоровье», сформировать потребность в здоровом образе жизни воспитанников, дать первоначальные знания о видах здоровья, резервах организма, факторах, влияющих на здоровье через систему мероприятий; сформировать потребность в здоровом образе жизни воспитанников, дать первоначальные знания о видах здоровья, резервах организма, факторах, влияющих на здоровье через систему мероприятий; 2 Развивающая: Развивать адекватную самооценку по отношению к своему здоровью у воспитанников через психологические тренинги, тесты; научиться исследовать и оценивать состояние собственного здоровья и его внутренних резервов у легкоатлетов. научиться исследовать и оценивать состояние собственного здоровья и его внутренних резервов у легкоатлетов. 3 Воспитательная: Воспитывать культуру здорового образа жизни через учебно- тренировочный процесс и внеклассную деятельность.
Отклонения в физическом развитии имеют 8,21% девочек: 4,5% - дефицит массы тела; 2,31% – избыток массы тела, 1,4% – низкий рост Отклонения физического развития у мальчиков - 8,18% 4,45% - дефицит массы тела; 4,45% - дефицит массы тела; 2,1% – избыток массы тела, 2,1% – избыток массы тела, 1,63% – низкий рост) 1,63% – низкий рост) 6,6% - дефицита массы тела у юношей призывного возраста. Анализ заболеваемости по отдельным классам патологии показал, что на первом месте болезни костно-мышечной системы (по данным они наблюдаются у 40% первоклассников), (по данным они наблюдаются у 40% первоклассников), на втором – болезни органов пищеварения, на третьем – болезни глаза и его придаточного аппарата, на четвертом – болезни органов дыхания, на пятом – болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, нарушения обмена веществ, на шестом - болезни нервной системы.
В статистических данных выделены факторы, формирующие здоровье каждого человека: В статистических данных выделены факторы, формирующие здоровье каждого человека: Условия и образ жизни человека (50-55%); Условия и образ жизни человека (50-55%); Состояние окружающей среды (20-25%); Состояние окружающей среды (20-25%); Генетический фактор, наследственность. Вклад в формирование здоровья 15-20%; Генетический фактор, наследственность. Вклад в формирование здоровья 15-20%; Медицинское обеспечение (8-15%); Медицинское обеспечение (8-15%);
В Советском районе только 10 % выпускников школ могут считаться практически здоровыми, В Советском районе только 10 % выпускников школ могут считаться практически здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 50% имеют морфофункциональную патологию, 40% - хронические заболевания. 40% - хронические заболевания. За последние 10 лет увеличилось число социально значимых болезней: За последние 10 лет увеличилось число социально значимых болезней: органов пищеварения – на 22%; нарушений опорно-двигательного аппарата – в 1,5-2 раза; в 1,5-2 раза; аллергических болезней – в 3 раза; нарушений зрения – в 5 раз. Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что число курящих достигло в среднем 70%, число курящих достигло в среднем 70%, а употребляющих алкоголь – 30%. а употребляющих алкоголь – 30%. SOS!
Я считаю, что в работе со спортсменами ключевым моментом надо выделять состояние его здоровья, а потом – спортивный результат!
«Если занимаешься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств». Авиценна Авиценна
Профилактика заболеваний: 1. Первичная профилактика – пропаганда и внедрение среди обучающихся ЗОЖ, рекомендаций, повышающих здоровье, двигательную активность человека. 2. Вторичная профилактика – выявление состояний предрасположения к болезням, т.е. выявление среди воспитанников групп риска. Это осуществляется, например, путем диспансеризации. 3. Третичная профилактика – заключается в предупреждении возникновения рецидивов болезни (обращение к медикам). 4. Использование нетрадиционных методов.
Нетрадиционные методы оздоровления: Система оздоровления Йогов. Йога –это путь добра, любви и положительных эмоций. Научить дышать правильно – это искусство! Система М.С.Норбекова. Это тщательно сбалансированная система самовосстановления организма, включающая в себя работу с организмом как целостным комплексом и Это тщательно сбалансированная система самовосстановления организма, включающая в себя работу с организмом как целостным комплексом и с отдельными органами тела, используя в качестве доступа работу с эмоциями. с отдельными органами тела, используя в качестве доступа работу с эмоциями.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ: высокий уровень физического здоровья; высокий уровень психического здоровья; благоприятная наследственность; наличие резервных возможностей организма; высокий уровень адаптационного потенциала; высокий уровень морально-волевых качеств (социального здоровья) отсутствие каких-либо заболеваний или дефектов развития.
НОВИЗНА ОПЫТА: интегрирует и систематизирует знания воспитанников о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях и прогнозировании опасных ситуаций; интегрирует и систематизирует знания воспитанников о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях и прогнозировании опасных ситуаций; развивает умение оценивать собственное здоровье и способы его сбережения; развивает умение оценивать собственное здоровье и способы его сбережения; формирует навыки и привычки ЗОЖ через использование уникальной оздоровительной системы Норбекова и систему йогов. формирует навыки и привычки ЗОЖ через использование уникальной оздоровительной системы Норбекова и систему йогов.
ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ОПЫТА: Идея личностного подхода к воспитаннику. Идея здоровьесберегающего обучения. При реализации этих идей опираюсь на положения: - спорт – ключ к здоровью! - человек как целостная биологическая система; - взаимосвязь человека с окружающей средой; - практическая направленность знаний.
Обозначенные педагогические идеи наряду с обще дидактическими классическими реализуются в следующих специальных принципах: Принцип свободы выбора. Принцип индивидуального подхода. Принцип индивидуального подхода. Принцип конфиденциальности. Принцип конфиденциальности. Принцип гармоничного развития личности. Принцип гармоничного развития личности. Принцип душевного контакта. Принцип душевного контакта. Принцип защиты прав и интересов Принцип защиты прав и интересов спортсмена. спортсмена.
Педагогические стороны проблем здоровья детей включают в себя широкий комплекс вопросов: содержание и методы физического воспитания, обеспечивающие тренировку двигательных и физиологических функций; формирование потребности в разных видах двигательной деятельности; правильное питание; правильное питание; здоровый сон; здоровый сон; привычное соблюдение режима дня; развитие физической и умственной работоспособности; закаливание организма.
ФОРМЫ РАБОТЫ: ФОРМЫ РАБОТЫ: учебно-тренировочные занятия; сдача контрольных нормативов в начале и в конце учебного года; составление паспорта здоровья легкоатлетов; разработка программы «Здоровье», программы по профилактике детского травматизма среди воспитанников ДЮСШ, программа по профилактике правонарушений среди воспитанников ДЮСШ; разработка специальных легкоатлетических упражнений; составление дневника самонаблюдений; психологические тренинги; встречи с врачами; знакомство с нетрадиционными методами оздоравливания: упражнения из системы йогов и системы Норбекова; упражнения из системы йогов и системы Норбекова; беседы о ЗОЖ; анкетирование; лекции, дискуссии; тесты; однодневные походы; просмотры видеофильмов; участие в соревнованиях; подвижные игры; оформление наглядной агитации.
2010 год 2011 год 2012 год красный цвет – состояние психического здоровья красный цвет – состояние психического здоровья легкоатлетов легкоатлетов оранжевый – уровень физической подготовленности оранжевый – уровень физической подготовленности – спортивный результат (контрольные нормативы). – спортивный результат (контрольные нормативы). 42% 49% 40% 58% 82% 65% 100% 32%
2010 год 2011 год 2012 год – низкий уровень физической – низкий уровень физической подготовки, подготовки, – средний уровень физической – средний уровень физической подготовки, подготовки, – высокий уровень физической – высокий уровень физической подготовки. подготовки. 50% 35%30% 55% 15% 20% 80% 15%
5 человек – поступили в педагогическое училище на факультет «Физическая культура», 3 человека – поступили в медицинское училище г.Советска
Выпускники года: 2 человека поступили в индустриально-педагогический колледж на факультет «Физическая культура» 1 человек поступил в индустриально-педагогический колледж на факультет «Учитель начальных классов» 1 человек поступил ВГГУ на факультет «Адаптавная физическая культура»
Изучение эффективности внедрения форм работы по формированию навыков здорового образа жизни у легкоатлетов позволило получить объективные показатели: 1. Валеологический показатель. 2. Показатель самоорганизации предметно-пространственной среды. 3. Показатель социально- психологический. психологический. 4. Показатель событийный. 5. Показатель соответствия педагогической деятельности личностным особенностям.
Спортивно-оздоровительный лагерь Пропаганда через средства массовой информации Мастер - классы Связь с родителями РМО учителей физической культуры Опыт работы
Формирование здоровья и здорового образа жизни в условиях дополнительного образования внесло значимую положительную долю в совершенствовании спортивного мастерства легкоатлетов. Формирование здоровья и здорового образа жизни в условиях дополнительного образования внесло значимую положительную долю в совершенствовании спортивного мастерства легкоатлетов.