Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком. В. Шукшин
Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести» Ю. Друнина М.Шолохов «Судьба человека »
Ключевые понятия урока: Честь, Совесть, Достоинство, Патриотизм Любовь, Доброта, Милосердие
Проблема нравственного выбора в произведениях древнерусской литературы и рассказе М. Шолохова «Судьба человека» «Лучше быть убит от мечей, чем от рук поганых полонину» («Слово о полку Игореве») «Доселе есмь не пил; ныне же ты велишь, пью»( Галицко – Волынская летопись) «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?» («Судьба человека»)
Проблемный вопрос: Кто из героев одерживает нравственную победу?
Авторская позиция в рассказе Свет - Мирная жизнь – Добро и справедливость – Преданность – война жестокость, бесчеловечность предательство мрак
Проблема нравственного выбора в произведениях русской литературы А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н. Толстой «Война и мир» В.Быков «Сотников» В.Кондратьев «Сашка» В.Дудинцев «Белые одежды»