3. Эластичность спроса и предложения
Общее понятие эластичности - как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой величины
Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент E D /p = ( Q : Q) : ( Р : Р) = изменение предложения в процентах : изменение цены в процентах или E D /p = ( Q : Р) * (Р : Q) Со знаком минус (или модуль этого выражения)
Эластичный спрос - если спрос растет (или падает) быстрее (на большую величину) изменения цены Р Q D E D /p > 1
Неэластичный спрос (жесткий) - если спрос растет или падает медленнее (на меньшую величину) по сравнению с изменением цены Р Q D E D /p < 1
Cпрос единичной эластичности Р Q D E D /p = 1
Крайние случаи Р Р Q Q E D /p = 0E D /p = бесконечности 1) абсолютно неэластичный спрос 2) абсолютно эластичный спрос D D
Точечная эластичность Р D Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной E D /p = ( Q : Р) * ( Р : Q)
Дуговая эластичность – показатель средней эластичности для определенного интервала кривой спроса М Р Q D Эластичность в середине хорды, соединяющей две точки на кривой D
Анализ эластичности для линейной функции спроса Q D =a - bP E d/p= P Q E d/p > 1 E d/p = 1 E d/p < 1 Ei = -b(P:Q) Значение эластичности спроса по цене будет различным в разных точках кривой D
Взаимосвязь эластичности спроса по цене и совокупной выручки TR= PQ P Q D E > 1 E < 1 PQ Q – если спрос эластичен, то снижение цены на 1% приведет к увеличению объема продаж больше чем на 1% и увеличению совокупной выручки TR=PQ 2 – если спрос неэластичен, то снижение цены на 1% приведет к увеличению объема продаж меньше чем на 1% и уменьшению совокупной выручки TR=PQ
Величина эластичности спроса по цене Влияние изменения цены на совокупную выручку Уменьшение цены Увеличение цены E d/p > 1 TRTR E d/p = 1TR –constTR - const E d/p < 1TRTR
Факторы, влияющие на эластичность спроса Чем больше удельный вес товара в бюджете потребителей, тем больше эластичность Значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости менее эластичен (0,15-0,2), чем спрос на предметы роскоши (1,5-1,87) Временной период расширяет возможности замены дорогостоящего товара менее дорогим (эластичность в краткосрочном периоде меньше, чем в долгосрочном периоде) И другие факторы: размер запаса данного товара у потребителя и т.п. Наличие товаров-субститутов (заменителей) увеличивает эластичность спроса на данный товар
Перекрестная эластичность спроса по цене E ij – это эластичность спроса на одно благо «i» при изменении цены на другое благо «j» E ij= ( Qi:Qi) : (Pj:Pj) Если E ij>0, то блага i и j взаимозаменяемы(чем больше этот коэффициент эластичности, тем выше степень их взаимозаменяемости, при E ij= товары являются совершенными субститутами) Если E ij<0, товары являются взаимодополня- емыми Если E ij=0, то имеются в виду независимые блага
Общий вывод по перекрестной эластичности Чем больше коэффициент перекрестной эластичности Ecross, тем выше степень взаимозаменяемости благ И наоборот: чем меньше Ecross, тем больше взаимодополняемость благ Но это правило верно лишь при небольших ценовых изменениях (иначе подключается эффект дохода). Следует различать эффект дохода и замещения
Эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса на товар в результате изменения дохода потребителя E d/I = ( Q / Q) : (I / I)= (Q / I) : (I / Q) 1) Если E d/I < 0, т.е. при увеличении дохода происходит снижение спроса, то данный товар является низкокачественным (аномальным) 2) Если E d/I > 0, то это нормальные товары Если 0 < E d/I < 1, т.е. спрос на благо растет, но медленнее дохода, то это товар «первой необходимости» Если E d/I = 1, то это т.н. товары «второй необходимости» (спрос растет в меру роста дохода) Если E d/I > 1, т.е. рост спроса на благо опережает рост дохода, то это обычно предметы роскоши
Выводы Взвешенная сумма коэффициентов эластичности спроса по доходу для всех покупаемых товаров равна 1 Поэтому у каждого конкретного потребителя для каждого товара (или товарной группы) с эластичностью спроса по доходу меньшей 1 должен существовать товар (товарная группа) с эластичностью дохода больше 1. Обычно называют законом Энгеля. Сумма всех коэффициентов прямой и перекрестной эластичности спроса по цене и эластичности спроса по доходу для товара i равна 0
Эластичность предложения показывает изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1% E s/p = ( Q / Q) : (P / P)
Факторы, влияющие на эластичность предложения: Временной фактор определяет возможности производителя отреагировать на изменения цены Характер технологий и продолжительность производственного периода. Чем длиннее производственный цикл, тем менее эластично предложение
Три графика реакции предложения на изменение цены по А.Маршаллу 1) Мгновенный (кратчайший) период 2) Краткосрочный период 3) Долгосрочный период P Q O O1 O2 O3 S0, S1 S2 S3 P1 P2 P3 P0 Q 0,Q 1 Q2Q2 Q3Q3
4. Рыночное равновесие и государство
D S P Q PoPo QoQo Излишек Дефицит Фиксация цен (цены «пола» и «потолка») P1P1 P2P2