Мастер-класс «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом в условиях введения ФГОС» МБОУ Кутуликская СОШ Учитель русского языка и литературы Дубовик О.В.
Создание условий для овладения стратегиями смыслового чтения и работы с текстом в части поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации; воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Цель смыслового чтения - максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов.
Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом: I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения
Виды чтения: 1) просмотровое; 2) ознакомительное: а) поисковое (выборочное) б) реферативное чтение (со сжатием информации); 3) смысловое (критическое, изучающее) чтение
Текстовые стратегии смыслового чтения 1. Пересказ «по –самарский» Самарский вариант обучения пересказу (разработан учителями г.Новокуйбышевска, Самары, Чапаевска и Рогатовского района) предусматривает последовательное выполнение 6 упражнений по 1-2 минуты каждое: 1. Чтение отрывка текста длительность 1-2 минуты; 2. Осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопрос учителя); 3. Запись на доске 1-7 ключевых слов (по выбору учеников); 4. Образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом; 5. Жужжащий пересказ в парах; 6. Пересказ текста слабым учеником; Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам. Второе упражнение следует не затягивать: не более 3-4 вопросов, можно ограничиться выделением главного. Запись ключевых слов на доске выполняет учитель, но слова выбирают дети. Интересно, что не всегда это слова, обладающие большой семантической связностью с текстом, иногда ученики отдают предпочтение эмоционально окрашенным словам. Образцовый пересказ нужен обязательно: слушая эмоциональный и логично построенный, богатый интонациями и смысловыми оттенками пересказ, ребята будут невольно подражать, усваивать хороший стиль пересказа. Жужжащий пересказ в парах позволяет увеличить частоту тренировки: при 30 учениках в классе одновременно в полголоса пересказывают 15,а другие 15 слушают, исправляют, оценивают. Последнее упражнение цикла (пересказ слабым учеником) выполняется на отметку. Естественно, что ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует всё лучшим ответам учеников.
Стратегия интеллект – карт
Памятка для составления интеллектуальной карты (автор - Т. Бьюзен) 1 Представьте центральный образ в виде рисунка - Одним рисунком можно выразить множество слов - Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс 2. Разместите центральный образ в середине листа - Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений - Происходит концентрация внимания на центральном образе 3. Нарисуйте основные ответвления от центрального образа 3.1. Ответвления должны быть изогнутыми - Прямые линии утомляют мозг - Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца 3.2. Используйте разные цвета, не менее трех - цвета активизируют мыслительный процесс 3.3. Подписывайте ответвления печатными буквами - Интеллект-карта будет более выразительной и гибкой - Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей - Каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз 4. Продолжите разветвление основных направлений мысли - Ветви должны расходиться во все стороны - Основные ответвления должны соединяться с рисунком в центре листа, а второстепенные - друг с другом Внимание: - соединения должны создавать логическую основу для мыслительного и ассоциативного процессов - Следует помнить - если между основной идеей и ответвлениями нет связи, то знания забудутся Принципы составления интеллектуальных карт: 1. Стремитесь к ясности в выражении мысли - Пишите по одному ключевому слову на каждую линию - Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова 2. Соблюдайте иерархию мыслей 3. Создавайте ассоциативные связи - Как можно чаще используйте графические образы - Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллектуальной карты - Используйте цвета - Используйте кодирование информации (галочки, крестики, кружочки и т.п.)
Составление истории с опорой на пирамиду Пирамида « критика» (по О.К. Громовой. Создание отзыва о книге, произведении) 1. О чём книга? (Одно слово) 2. Характер книги. (Два слова) 3. Место и время действия. (Три слова) 4. Главные события в книге. (Четыре слова) 5. Главные герои, какие они? (Пять слов) 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов) 7. О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами) 8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)
Спасибо за внимание!