Мастер-класс «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом в условиях введения ФГОС» МБОУ Кутуликская СОШ Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тренинг «Формирование единого общего представления о новых образовательных результатах ФГОС ООО» Автор-разработчик: Терещенко И.Е., к.п.н.
Advertisements

Интеллектуальные карты или карты памяти Ровнова Людмила Викторовна, директор МОУ ИМЦ Амурского муниципального района 13 декабря 2010 года, г. Амурск.
Ментальная карта как способ визуализации мышления.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Летягина Т.В. МКОУ Новоберезовская СОШ. Актуальность темы сегодня 1.Ухудшение прилежания и мышления учащихся. 2.Увеличение числа детей, имеющих по устным.
«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». академик.
Работа с текстом в начальной школе Новикова С.А., учитель начальных классов, Гимназия 1786.
Текст является основной учебно-методической единицей обучения, т.к. на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельности.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Обучение приёмам и навыкам умственной деятельности в целях развития умений коммуникативного (зрелого) чтения.
Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы обучающихся.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Посещение сельской библиотеки Конкурс чтецов «Мой любимый город Тимашевск» Воспитательная работа с детьми Театрализация Литературная.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Технология продуктивного чтения. «Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение различных целей, а прежде всего на развитие иноязычной.
Транксрипт:

Мастер-класс «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом в условиях введения ФГОС» МБОУ Кутуликская СОШ Учитель русского языка и литературы Дубовик О.В.

Создание условий для овладения стратегиями смыслового чтения и работы с текстом в части поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации; воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Цель смыслового чтения - максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов.

Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом: I этап. Работа с текстом до чтения II этап. Работа с текстом во время чтения III этап. Работа с текстом после чтения

Виды чтения: 1) просмотровое; 2) ознакомительное: а) поисковое (выборочное) б) реферативное чтение (со сжатием информации); 3) смысловое (критическое, изучающее) чтение

Текстовые стратегии смыслового чтения 1. Пересказ «по –самарский» Самарский вариант обучения пересказу (разработан учителями г.Новокуйбышевска, Самары, Чапаевска и Рогатовского района) предусматривает последовательное выполнение 6 упражнений по 1-2 минуты каждое: 1. Чтение отрывка текста длительность 1-2 минуты; 2. Осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопрос учителя); 3. Запись на доске 1-7 ключевых слов (по выбору учеников); 4. Образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом; 5. Жужжащий пересказ в парах; 6. Пересказ текста слабым учеником; Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам. Второе упражнение следует не затягивать: не более 3-4 вопросов, можно ограничиться выделением главного. Запись ключевых слов на доске выполняет учитель, но слова выбирают дети. Интересно, что не всегда это слова, обладающие большой семантической связностью с текстом, иногда ученики отдают предпочтение эмоционально окрашенным словам. Образцовый пересказ нужен обязательно: слушая эмоциональный и логично построенный, богатый интонациями и смысловыми оттенками пересказ, ребята будут невольно подражать, усваивать хороший стиль пересказа. Жужжащий пересказ в парах позволяет увеличить частоту тренировки: при 30 учениках в классе одновременно в полголоса пересказывают 15,а другие 15 слушают, исправляют, оценивают. Последнее упражнение цикла (пересказ слабым учеником) выполняется на отметку. Естественно, что ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует всё лучшим ответам учеников.

Стратегия интеллект – карт

Памятка для составления интеллектуальной карты (автор - Т. Бьюзен) 1 Представьте центральный образ в виде рисунка - Одним рисунком можно выразить множество слов - Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс 2. Разместите центральный образ в середине листа - Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений - Происходит концентрация внимания на центральном образе 3. Нарисуйте основные ответвления от центрального образа 3.1. Ответвления должны быть изогнутыми - Прямые линии утомляют мозг - Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца 3.2. Используйте разные цвета, не менее трех - цвета активизируют мыслительный процесс 3.3. Подписывайте ответвления печатными буквами - Интеллект-карта будет более выразительной и гибкой - Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей - Каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз 4. Продолжите разветвление основных направлений мысли - Ветви должны расходиться во все стороны - Основные ответвления должны соединяться с рисунком в центре листа, а второстепенные - друг с другом Внимание: - соединения должны создавать логическую основу для мыслительного и ассоциативного процессов - Следует помнить - если между основной идеей и ответвлениями нет связи, то знания забудутся Принципы составления интеллектуальных карт: 1. Стремитесь к ясности в выражении мысли - Пишите по одному ключевому слову на каждую линию - Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова 2. Соблюдайте иерархию мыслей 3. Создавайте ассоциативные связи - Как можно чаще используйте графические образы - Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллектуальной карты - Используйте цвета - Используйте кодирование информации (галочки, крестики, кружочки и т.п.)

Составление истории с опорой на пирамиду Пирамида « критика» (по О.К. Громовой. Создание отзыва о книге, произведении) 1. О чём книга? (Одно слово) 2. Характер книги. (Два слова) 3. Место и время действия. (Три слова) 4. Главные события в книге. (Четыре слова) 5. Главные герои, какие они? (Пять слов) 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов) 7. О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами) 8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)

Спасибо за внимание!