В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Advertisements

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо для развития смыслового чтения Прозорова С.А., учитель русского языка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
Технология развития критического мышления Методы работы с источниками информации T.Галактионова, 2012 Saint-Petersburg. Herzen University 1.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3» Междисциплинарная программа "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом" Приложение к ООП.
Инновационные технологии. Три режима информационного обмена Экстраактивный режим Интераактивный режим Интерактивный режим Гаврыш Светлана Васильевна сайт:
Требования к уровню чтения в основной школе. Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Читательская грамотность Богданова Н.Н., ст. преп. rафедры методики обучения химии МИОО
Междисциплинарная Программа «СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»: зачем, что, как.
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
Технология продуктивного чтения. «Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение различных целей, а прежде всего на развитие иноязычной.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Транксрипт:

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; работа с текстом: преобразование и интерпретация информации; работа с текстом: оценка информации.

ФГОС и стратегия смыслового чтения В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

По ФГОС Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 8) смысловое чтение.

В предметных программах по ФГОС Филология Изучение предметной области «Филология» Литература. Родная литература: 1) осознание значимости чтения; формирование потребности в систематическом чтении; 4) воспитание квалифицированного читателя, сознательно планирующего своё досуговое чтение; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Выпускник научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Что формируют приемы ТРКМ, применяемые для работы с текстом? выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях;

Что формируют приемы ТРКМ, применяемые для работы с текстом? быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Рассмотрим некоторые приемы: Пирамидная история Кластеры Таблица Инсерт Чтение с остановками Бортовой журнал Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Таблица «З-Х-У»

Пирамида 1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)

Пирамида 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Пример «пирамидной» истории 1. Лицей. 2. Императорский, Царскосельский. 3. Санкт-Петербург, Царское село, дом. 4. Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант. 5. Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить. 6. Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения. 7. Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной. 8. Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество.

Пирамида 1.Салтыков-Щедрин. 2.Дворянин, писатель-сатирик. 3.Москва, Вятка, Россия. 4.Выступил, неравенство, общественный строй. 5. «Запутанное дело», революционные идеи, ссылка. 6. Помещичий гнёт, чиновничий произвол, против самодержавия, произведения. 7.Сказки, наблюдения, народный защитник, идеал, интерес, идеи, время. 8. Сатирические типы, нарицательный, социальные явления, вера в народ, Россия.

«Чтение вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» А.С. Пушкин