Организация и планирование работы на прогулках в зимний период. Старший воспитатель МКДОУ «Новостроевский детский сад» Клинкова Елена Сергеевна
Значение прогулки: Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.
Время прогулки в режиме дня: Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.
Участок детского сада и его оборудование: необходимо создать определенные условия: -расчистить участок от снега -соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, перешагивание, метание). -охрана жизни и здоровья детей.
Смотр-конкурс "Лучшее оформление зимнего участка". ЭТАПЫ: - Подготовительный - Проектировочный - Практический - итоговый.
Целью подготовительного этапа является привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родительской общественности к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в зимний период.
Цель проектировочного этапа: совместная разработка воспитателями, родителями и воспитанниками детского сада проектов плана зимних построек на участке ДОУ, определения педагогами единой темы оформления участков, разработки схем снежных построек, оформление веранд.
Целью практического этапа: совместное оформление воспитателями, родителями и детьми участков детского сада в соответствии с представленными проектами планов.
Цель итогового этапа: -определить качество условий, созданных для организации прогулок в зимний период; -соответствие всех построек предъявляемым требованиям, эстетический вид, наличие свободного пространства для организации подвижных игр, соблюдение требований охраны безопасной жизнедеятельности воспитанников.
Снежные постройки: фигуры для закрепления навыков равновесия. фигуры для перешагивания. фигуры для упражнений в метании. фигуры для подлезания. горки для скатывания.
При постройке горок выполняются следующие требования: В 1 младшей группе – высота см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек см, ширина 25 см. Ширина горки см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол. Во 2 мл. группе – высота см. В средней группе – высота см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же. В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.
Подготовка детей к прогулке: Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже 15° и скорости ветра не более 15 м/с. С детьми 5-7 лет не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности: колготки, гамаши обувь платок пальто шапку шарф варежки
Составные части прогулки: 1. Наблюдение; 2. Трудовая деятельность; 3. Игровая деятельность (подвижные игры); 4. Индивидуальная работа; 5. Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения: в планах ВОР указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится. наблюдения за живыми и неживыми объектами. наблюдения за явлениями окружающей действительности
Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда : индивидуальные групповые поручения коллективный труд
Подвижные игры. малоподвижные; игры средней активности; игры с высокой двигательной активностью.
Виды игр на прогулке спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»). игры-эстафеты игры с элементами спорта сюжетные подвижные игры забавы аттракционы сюжетные подвижные игры бессюжетные подвижные игры народные игры хороводные
Индивидуальная работа Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств
Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Деятель- ность Содержание Задачи (развивать, закреплять и т.д.) Наблюде- ние (за птицами, воробей) Напомнить детям, что наступила зима. Вместе повторить признаки зимы. Назвать народные приметы зимы (смотри ниже), спросить, как дети их понимают. Обратить внимание детей на прилетевших на участок птиц. Покормить их. Вспомнить, какие птицы называются зимующими. Назвать, какие зимуют у нас. Напомнить, какие птицы называются оседлые, вместе с детьми перечислить их. Загадать загадку про воробья (смотри ниже). Вместе с детьми обратить внимание на характерные признаки воробья: маленький с короткими и округлыми крыльями, спинка коричневая, на щеках черные пятна, на крыльях – полоски, ножки короткие и крепкие. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Обратить внимание детей на то, как ходит воробей. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись друг к другу, распустив крылышки, нахохлившись. Зимой воробьям холодно и голодно, нет насекомых, нет зерен, семян, все заметено снегом. Закреплять знания детей о признаках зимы. Закрепить знания детей о зимующих птицах; Повторить характерные признаки воробья
Стихи, загадки, пословицы. Приметы зимы: -Декабрь год кончает, зиму начинает. -Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст. Загадка: Развивать наблюдательность, память, - умение отгадывать загадки. « Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Ножки я имею, А ходить не умею, Хочу сделать шажок - Получается прыжок ». Подвижные игры с бегом, на ориентир. в пространстве Новая игра « Кот, на чем стоишь? » (смотри в картотеке игр). - « Ловишки » - « Снежная карусель » -бег с увертыванием, - ориентировку в пространстве.
Игры с выносным материалом Сюжетно-ролевая игра « Магазин » -умение делать « печатки » из снега, играть по правилам. Инд. работа Игры: - « Птичка на дерево » - « Покажи, где птица » - ориентировка в пространстве Труд Убрать ветки с участка. Навести порядок на веранде. Закреплять навыки трудолюбия.
Наличие выносного материала: Лопатки для снега и для творческой деятельности Ледянки Печатки Султанчики Вертушки «Карандаши» Клюшки Мешочки, мячи для метания Бросовый материал для игр со снегом
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: -кукла, одетая по сезону, саночки - руль… - материал для игры «Магазин» -др. Атрибуты для спортивных игр: - маски - ленточки - др. Материал для разметки. Набор для исследовательской деятельности: - емкости для снега и воды - формочки для заморозки - палочки для измерения глубины снега - лупа - др.
Работа с родителями проводится консультация по подготовке к созданию условий на участках для прогулок в зимний период, такие как: «Двигательная активность детей во время прогулки», «Создание зимний сказки на участке». Воспитатели приглашают родителей принять участие в создании снежных построек для детей, оформлении участков, расчистке территории, приобретению и изготовлению выносного материала. В группах на информационных стендах размещены консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Роль прогулки в закаливании детского организма». «Подвижные игры всей семьёй». Так же родители принимают активное участие в зимних соревнованиях, праздниках и развлечениях.
Вопросы оперативного контроля: создание условий на участке и проведение прогулки; порядок одевания и раздевания детей; содержание и состояние выносного материала; организация наблюдений и опытнической деятельности; труд детей на участке; самостоятельные игры детей; индивидуальная работа по развитию основных видов движений; состояние оборудования участка; организация разнообразной деятельности на прогулке.
АНАЛИЗ ПРОГУЛКИ Дата Вре- мя группы возраст ФИО воспитателя Анализ прогулки БаллыПримечание 1. Все ли части прогулки запланированы. 2. Одевание на прогулку: -постепенность, -самостоятельность, -помощь помощь.воспит. -наличие бесед с детьми. 3. Методическое проведение наблюдения: -выбор объекта -качество вопросов -решение умственных задач -словарная работа -художественное слово. 4. Проведение подвижных игр: -знание правил -наличие атрибутов -вариантность -способы организации детей -длительность
5. Труд детей: -оборудование/Соответствие возрастным требованиям -самостоятельность -длительность 6. Индивидуальная работа с детьми: -по ФИЗО и другим разделам программы. 7. Смена деятельности детей. 8. Наличие сюжетно-ролевых игр: -атрибутика. -длительность 9. Охрана жизни и здоровья детей. Вывод: Предложения: Ознакомлена: Старший воспитатель:
ОПАСНО!!!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!