Икона ( от ср.- греч. εκόνα « рисунок », « икона »; тж. др.- греч. εκών « образ », « изображение ») в христианстве ( главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях ) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года. греч. христианстве православии католицизме древневосточных церквях догматом Седьмого Вселенского собора 787 года
« Благо - телесный … со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив »
НИМБ-символ святости, имеет вписанный крест, образуемый девятью линиями. КРЕСТ, вписанный в нимб Христа, имеет надпись из трёх букв: O W H, что значит «сущий», «истинно существующий». IC XC- надпись указывает на то, что на иконе изображен Иисус Христос.
Одежды золотого цвета означают сияние Божественной славы. Гиматий - верхняя одежда в виде плаща. В иконографии Спасителя гиматий преимущественно синего цвета, что символизирует Божественную природу Христа. Хитон - нижняя одежда в виде рубахи. В изображениях Христа имеет красный цвет, что символизирует человеческую природу Христа. Клав – полоса на плече хитона, признак патрицианской принадлежности
Основные иконографические типы Спас Нерутворный Пантократор Спас на престоле
Это самое древнее из канонических изображений. Из всех многочисленных реликвий Константинополя самой чтимой был Св. Мандилион. Это льняной плат (убрус), соприкасавшийся с ликом Христа и чудесно сохранивший Его образ. Представленный образ считается списком с оригинала, хранится в Ватикане Согласно преданию, больной правитель сирийского города Эдессы Авгарь послал своего художника ко Христу, чтобы сделать Его портрет, но изображение не удавалось. Тогда Христос омыл лицо водой и отер платом, который отдал художнику. На нем чудесным образом запечатлелся лик Христа. Перенесенный в Эдессу убрус с нерукотворным образом Спасителя излечил больного Авгаря и позднее на протяжении нескольких веков охранял город.
Дальнейшая судьба образа такова: один из потомков Авгаря впал в язычество и хотел уничтожить образ. Однако один из священников спрятал плат в нише стены, поставил рядом свечу и прикрыл все плитой. Тайник открыли через 400 лет, свеча по- прежнему горела, а на плите отпечатался лик Христа. Таким образом, по одной из версий, возник Керамидион, лик Христа на черепице.
Спас нерукотворный Мандилион Спас на убрусе Керамидион Спас на чрепии Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала". Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой.
На иконах типа «Спас на убрусе» лик Господа Иисуса Христа помещен на плате, верхние концы которого завязаны узлами. Подчеркнуты складки ткани, а по нижнему краю плата пущена кайма (но известны изображения и без складок на плате). Вокруг головы – нимб, являющийся неотъемлемой частью православной иконы, в который вписан крест. В крест в нимбе вписываться три буквы греческого алфавита, означающие «Сущий», По сторонам нимба, на фоне плата, помещается сокращенное именование Спасителя – по- славянски IС ХС.
12 век. Новгород
1 половина 13 века. Ярославль
12 век
19 век
В строгом смысле этот иконографический тип является одним из вариантов Нерукотворного Спаса. Наименование Мокрая брада введено русскими иконописцами по клинообразной форме бороды Христа, действительно напоминающей мокрую. Кончик ее острый, прям или загнут на сторону, бывает чуть раздвоен.
16 век
16 век. Украина
Вседержитель. Пантократор. Серьезный, суровый Пантократор (" Вседержитель "), Создатель и властитель мира, будто обозревает землю с небес, говоря : " Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий." Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса. Спас Вседержитель (по-гречески - Пантократор) - главное изображение в храме, оно помещается внутри центрального купола и венчает всю церковную роспись. 14 век Югославия
Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие пальцы правой сложены таким образом, что образуют греческие символы "IC XC" (указательный и средний пальцы вверх). Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей рубаха (хитон) - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно.
Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие (до 14 века, позже появляется открытое), Книга закрытая символизирует «книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями». (Откр. 5, 1) Книга может быть изображена в виде свитка или в виде кодекса (сброшюрованных листов в переплете). Раскрытая книга содержит цитату из Священного Писания.
Вседержитель Существуют различные изображения Спасителя в рамках этого канона (изводы): погрудное, поясное, в полный рост, оплечное
6 век Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
11 век Византия
14 век Суздаль
14 век Византийская школа
Разновидность Пантократора на Страшном суде. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда). Согласно этому канону Христос - Царь царей - изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове иногда изображают корону (митру). Фон иконы ("свет"), как правило, золотой. 19 век Палех
16 век
15 век Новгород
Вседержитель со сценами деяний и страстей 17 век Ярославль
Спас в силах центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором " и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Особый вид Спаса на Престоле - Спас в Силах - нашел распространение в основном в русской иконописи. А. Рублев. 15 век
Христос, в хитоне и гематит сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. 15 век Тверь Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. орла. тельца и льва, ангела (человека), По четырем концам квадрата можно найти изображения Квадрат это символ земли.
Следующая символическая фигура синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, небесную иерархию, Внутри этого небесного круга изображаются ангелы. Собственно, все, что представлено на иконе вокруг Христа: ангельские лики и крылья с глазами, подножие престола, крылатые колеса и даже сам престол, все это символические изображения различных небесных сил: ангелы и архангелы, престолы, силы, власти и т.д. 17 век
В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, обозначающего земной мир, этот ромб символизирует огонь, небесный огонь, огненную природу божества. Поверх синего овала красный ромб (символ мира невидимого). Фигура Иисуса Христа, сидящего на престоле, изображена на фоне красного ромба. Современная икона
Христос « Добрый пастырь » Христос « Эммануил » Спас Ярое око Спас Златые власы
Добрый Пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись (первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком). "Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Евангелие от Иоанна).
Эммануил (" С нами Бог ") - Христос в младенчестве. " И нарекут ему имя Эммануил...« Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает, что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. Современная икона
С.Ушаков. 17 век
На этой иконе, Спас- Эммануил изображен на Престоле с открытым Евангелием в руке - как Судия на Страшном Суде.
В русской иконописи периода Золотой Орды ( позднее - у раскольников ) был весьма популярен Спас Ярое око. (" не мир принес вам, но меч "). Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и яростными глазами. Изборожденный глубокими морщинами лоб, резко обозначенные складки на шее, гневный взгляд создают очень индивидуальный образ большого внутреннего напряжен ия. 14 век. Московский Кремль. Успенский собор
Современный список с иконы 14 века
Название иконы начала XIII века " Спас Златые власы " объясняется тем, что на этом памятнике волосы Христа написаны как бы не по правилам. Обычно они пишутся темной краской, по которой затем наводится золотом штриховка. Здесь же, напротив, по золотой основе проведены тончайшие коричневые линии. 13 век. Московский Кремль. Успенский собор
Список с иконы Начало 20 века
Ирина Языкова. Священное Писание в иконе на примере иконографии « Спас в силах » и некоторых других изображений Христа Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. Словарь - указатель имен и понятий по древнерусскому искусству html
Презентация выполнена преподавателем ДШИ г.Светлого Ягненковой Н.В.