Фортепиано: из истории создания Презентация ученицы ДМШ им. Д.Д.Шостаковича г.Калининграда Козловой Елизаветы 2014 г.
Очень давно, в Древней Греции, ещё во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом. Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была ещё одна – подвижная. Она передвигалась по струне, изменяя высоту звука.
Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, т. е. ряд клавиш (от латинского clavis – ключ). Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение тангенты – металлические пластинки. Тангенты касались струн и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis и греческого chorde – струна). Его ставили на стол и играли стоя.
Конечно, никто не считал этот инструмент пределом совершенства. Он возник, как считали ученые, в XII веке, и на протяжении пяти веков мастера разных стран пытались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика. Клавикорд был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов, поэтому их делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, позолотой, драгоценными породами дерева. В конце XVII века во Франции клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикорд исток.
Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур, они помещались одна над другой в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определённый регистр инструмента. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Современники писали о клавикорде: «он служит утешением в страданиях и другом, участвующим в веселии».
Одновременно с клавикордом возник и развивался другой, похожий на него и в разных странах называвшийся по- разному: клавицимбал, чембало, вирджинал, клавесин. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая затем перешла к роялю. Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки из птичьих перышек, которые зацепляли струну.
Звук был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. Чтобы как- то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления: делали инструменты с несколькими клавиатурами, отличавшимися друг от друга степенью громкости звука. Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы XVII-XVIII веков: итальянские, французские, немецкие. В истории музыки их называют клавесинистами.
Наиболее известны французские клавесинисты – Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, такие, как менуэт, гавот, ригодон, создавали музыкальные портреты и картинки: «Цыганка», «Вязальщицы»,«Жнецы», «Бабочки» и даже… «Курица». Эти изящные пьесы, обильно изукрашенные мелизмами (украшениями), были вполне в духе того времени, когда носили пудреные парики, платья со множеством бантиков и кружев.
Клавирные мастера продолжали поиски. Фортепиано появилось почти одновременно в 3 странах; его изобрели независимо друг от друга клавирные мастера - в Италии Б. Кристофор, во Франции Ж. Мариус, в Германии школьный учитель музыки К. Г. Шрётер. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента – пианофорте, а позднее – фортепиано. Название это сохранилось до сих пор и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.
Фортепиано Фортепиано имело ряд преимуществ по сравнению с клавесином, из которых самое главное - возможность изменять тембр и силу звука при игре. У фортепиано есть демпфер (глушитель), который заглушает звук или, наоборот, при отведении демпфера правой педалью- продлевает его звучание. Таким образом, фортепиано имеет огромный размах силы звука: от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Именно это дает инструменту поистине безграничные возможности: оно может звучать как флейта, а может как целый оркестр.
На протяжении ХIХ сложилось два основных вида фортепиано : горизонтальный – рояль (по французски «royal»- королевский) с корпусом в виде крыла Вертикальный- пианино
Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. На пианино играют там, где можно обойтись меньшей силой звука (в классе или дома), в небольшом помещении
Мастерство пианистов XIX-XX вв. во многом связано с максимальным использованием всех технических возможностей последних моделей фортепиано, включая искусство педализации; поэтому у каждого пианиста-художника фортепиано звучит индивидуально - у одного с преобладанием "металла", "серебристости", у другого - мягко, глубоко, у третьего - "пышно", красочно и т.д. При игре на фортепиано можно получить богатую звуковую колористическую палитру; несмотря на ударную природу звукообразования фортепиано., у искусного исполнителя оно может превратиться в певучий инструмент, а игра - быть поэтичной, лирической.
Известные пианисты XVIII-XIXвв. Это два из трех «венских классиков» Шуберт и Бетховен, немцы Брамс и Шуман, поляк Шопен и француз Шарль Валантен Алькан. В этот период к пианистам в первую очередь предъявлялось требование уметь импровизировать. Профессия пианиста была тесно связана с композиторством. И даже при исполнении чужих произведений считалась правильной его собственная трактовка, вольная интерпретация. Сегодня такое исполнение посчитали бы безвкусным, неправильным, даже неумелым.
Известные пианисты XX и XXI века XX век – период расцвета фортепианного искусства. Этот период необычайно богат исключительно талантливыми, выдающимися пианистами. В начале века прославились Гофман и Корто, Шнабель и Падеревский. И естественно,C.В. Рахманинов, ознаменовавший новую эпоху не только в фортепианной музыке, но и в мировой культуре в целом. Вторая половина XX века – это эпоха таких известных пианистов, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Вильгельм Кемпфф…
Список литературы: 1.Газарян.М. В мире музыкальных инструментов. М., «Просвещение», Зильберквит М. Мир музыки, М., «Детская литература», Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., «Советский композитор», Шорникова М., Музыкальная литература (Музыка, ее формы и жанры), Ростов на Дону, «Феникс», Интернет. Сайты: и