Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида 6 «Березка» Автор: Бабий Наталья Анатольевна – воспитатель - логопед
Особенности коррекционно- логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Тема исследования:
Актуальность: Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речевого развития. Эти нарушения происходят на первых этапах становления вербальной коммуникации (то есть в младшем дошкольном возрасте). Таким образом, разработка основного содержания и методов раннего коррекционного воздействия на этих этапах является на сегодняшний день одним из важнейших направлений развития детской логопедии.
Объект исследования: Коррекционно-логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Предмет исследования: Система коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста, имеющих задержку речевого развития.
Гипотеза исследования: Эффективность коррекционно-логопедической работы по преодолению задержки речевого развития повысится если: 1. Осуществлять адекватный возрасту подбор диагностических средств. 2. Использовать в работе с детьми систему коррекционных занятий для стимуляции речевой активности ребенка, как базы для дальнейшего речевого развития. 3. Формировать у родителей педагогическую компетентность по преодолению задержки речевого развития. 4. Осуществлять взаимодействие специалиста, родителей и воспитателей в коррекционно-логопедической работы.
Цель исследования: Выявить эффективность разработанной системы коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с задержкой речевого развития, с целью обогащения словаря и развития экспрессивной речи.
Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Разработать систему коррекционной работы по развитию речевой функции у детей с задержкой речевого развития и проверить экспериментально ее эффективность.
Научная новизна исследования: Заключается в том, что в нашей работе научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность использования ранней диагностики и начала коррекционно- логопедической работы с младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: В ходе исследования нами выработаны методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, которые могут быть использованы родителями и воспитателями в коррекционной работе.
База исследования: Проводилось с детьми младшего дошкольного возраста в МДОУ – Д/с «Березка» группе «Пчелка».
Методы исследования: - Наблюдение за речевой деятельностью детей; - Логопедическое обследование; - Анкетирование воспитателей и родителей.
Таблица 1: «Особенности речевого развития детей» Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста Количество детей 1. Число детей с низким уровнем развития 7 2. Использование детьми неречевых средств общения 4 3. Контактность ребенка с другими детьми и взрослыми 6 4. Понимание сказки, рассказа без зрительной опоры 4 5. Негативное отношение ребенка к речевым трудностям 4
Выявление педагогической компетентности родителей (Начало года)
Содержания: 1. Разработать систему коррекционной работы по развитию экспрессивной речи и обогащению словаря. 2. Составить план совместного взаимодействия с родителями коррекционно-логопедической работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. 3. Повысить уровень педагогических знаний у родителей и воспитателей младших возрастных групп.
Система работы с родителями Работа с родителями Родительский клуб Коррекция Индив-ое консуль-вание - Логопед - Психолог - Педиатр -Тематич-ие консультации -Анкетирование - Оформл-е род-ких уголков -Массаж -Пальчиковая гимнастика -Развитие высших психич. процессов -Развитие сенсорного восприятия
Выявление педагогической компетентности родителей (Конец года) 1. Заинтересованность в развитии речи своего ребенка. 2. Необходимость ранней коррекции нарушения речи. 3. Личное участие в стимуляции речевого развития.
Уровень развития экспрессивной и связной речи у детей (сравнение результатов) Н - начало эксперимента К – конец эксперимента Общее число детей с ЗРР Возраст Речь Лепетная Отдельными словами Фразовая Словарный запас Уровень употребление предметов IIIНКНКНКНКНК 25 2,5-330,3%0%68%80,8%30%40%70%80%30%80%
Нарушение мелкой моторики (Начало эксперимента) Общее число детей ЗРР Выполне- ние пальчиковых поз Раскатыва- ние пластилина Нанизыв ание, шнуров- ка 2520%50%40% (Конец эксперимента) Общее число детей ЗРР Выполне- ние пальчиковых поз Раскатыва- ние пластилин а Нанизывание шнуровка 2550%80%90%
Методические рекомендации родителям: 1. Необходимо включить в предметные действия активную речь. 2. Организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». 3. Создать условия для речевого общения.
Выводы: Результаты исследования подтвердили необходимость раннего выявления задержки речевого развития и своевременного начала коррекционной работы. Коррекционно- логопедическая воздействие должно осуществляться совместно: логопед – воспитатель – родитель. В таком случае эффективность работы улучшится. Важно сделать именно родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.