Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ для повышения качества медико-социальных условий развития каждого ребенка
Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровьесберегающих технологий старший воспитатель Скворцова М.Ю.
Закон «Об образовании» Концепция дошкольного воспитания от /1 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН Устав образовательного учреждения Приказ Минздрава России от /272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от
Качество приспособления организма к условиям внешней среды Итог процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов здоровье
ЗДОРОВЬе ЗДОРОВЬе соматическое психическое нравственное физическое
Я хочу Я должен Я могу Психическое здоровье Нравственное Соматическое и физическое здоровье
Основание модернизации содержания физкультурно-оздоровительной необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих; необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Направлена на: сохранение и укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей; формирование у воспитанников устойчивых навыков и привычек к здоровью; овладение знаниями об оздоровлении; формирование здоровьесберегающего и здоровье развивающего сознания.
Ребенок-дошкольник - знание правил личной гигиены и ухода за своим телом; - знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; - знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; - знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Культура здоровья это целостная система личностных качеств, включая ее мировоззрение, духовность, ценности, знания, умения и способности, ориентирующие личность на здоровый образ жизни и обеспечивающие ее высокий уровень здоровья.
Я хочу Я должен Я могу Психическое здоровье Нравственное Соматическое и физическое здоровье
Цели развития культуры здоровья осознание ценности здоровья формирование мотиваций на повышение уровня здоровья овладение необходимыми двигательными навыками и умениями, современными способами оздоровления формирование стиля жизни, обеспечивающее саморазвитие здоровья.
Функции культуры здоровья воспитывающая развивающая образовательная диагностическая коррекционная регулятивная деятельностная преобразующая творческая нормативная
Условия 1. Гигиенически организованная социальная среда обитания
Условия 2. Наличие специальной программы развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья
Условия 3. Овладение системой понятий о своем организме, здоровье, здоровом образе жизни
Условия 4. Реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста в совмещённом или тренажерном зале Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Оздоровительная аэробика и ритмическая гимнастика Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю с младшего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр РелаксацияВ зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах В групповой комнате, совмещенном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. Гимнастика после дневного сна Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах Различные варианты проведения
Гимнастика пальчиковаяС младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени Закаливание Ежедневно в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Гимнастика дыхательнаяВ различных формах физкультурно- оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Динамическая пауза /физкультминутки В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Физкультурное занятие /плавание 2 раза в неделю в совмещённом зале (бассейне) Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15 – 20 мин, средний мин, старший возраст – мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ Игровой самомассажВ зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы с детьми старшего возраста Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Информация для детей по теме « Здоровье» Взаимодействие с семьёй Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития Форма проведения зависит от поставленной задачи
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ «Детский сад 182» г. Чебоксары Создание условий для двигательной активности Система двигательной активности и система психологической помощи Система закаливания Диагностика уровня физического развития и состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния гибкий режим индивидуальный режим пробуждения после дневного сна создание условий (спортивное оборудование, оснащение бассейна ) утренняя гимнастика прием детей на улице в теплое время года(мл. возраст), круглый год (ст. дошкольники) физическая культура в помещении и на улице плавание подвижные игры физкультминутки динамические паузы гимнастика после дневного сна спортивно-ритмическая гимнастика физкультурные досуги, праздники и развлечения психогимнастика в повседневной жизни: прием на свежем воздухе в теплое время года утренняя гимнастика плавание облегчённая форма одежды босохождение до и после сна сон с допуском воздуха воздушные и солнечные ванны полоскание рта полоскание горла кварцевание организация рационального питания питьевой режим диагностика уровня физического развития диспансеризация детей в поликлиниках диагностика физической подготовленности диагностика развития ребёнка обследование педагогом- психологом обследование логопедом
Охрана жизни и укрепление здоровья детей Развитие физических качеств дошкольника Выявление интересов детей в процессе деятельности Реализация склонностей детей в системе оздоровления и спортивных мероприятий Обеспечение психологического благополучия ребёнка Развитие физической подготовленности детей в соответствии с возможностями личности и состояния здоровья ребёнка