1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 169 Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников с введением ФГОС « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
2 Актуальность Предыдущие стандарты образования Новые стандарты образования Цель: усвоение знаний, умений, навыков Цель: формирование умения учиться ЗУНовский подход Системно-деятельностный подход
3 В основе лежат положения концепции развивающего обучения Л. С. Выготского, А. Н. Леоньева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
4 Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
5 Системно-деятельностный подход предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
6 Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
7 Цель деятельностного подхода: - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности цель Достижение цели Результат, оценка
8 Сравнительная таблица подходов в ТО и РО ФГОС парадигма ЗУН 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)
9 ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно Сравнительная таблица подходов в ТО и РО
10 ФГОС парадигма ЗУН 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется Сравнительная таблица подходов в ТО и РО
11 Деятельностный подход Деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно- исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации.
12 Урок с опорой на: Мыслительные и практические действия учащихся; На возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся; На усиление интенсивности мышления; На обеспечение прогресса в развитии
13 Педагогические технологии Технология критического мышления Технология сотрудничества Технология проектной деятельности Информационные технологии Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного диалога
14 Учебники по ФГОС
15 Учебники по ФГОС
16 Учебники по ФГОС
17 Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности Формы организации деятельности: Проектная деятельность Деловые игры Коллективные творческие дела Экскурсии Клубные заседания Школьные научные общества Олимпиады Поисковые и научные исследования Общественно полезная практика
18 Системно-деятельностный подход - это философия новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат
19 Желаю удачи!