Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся
Дж. Дьюи ( ) - американский философ, психолог и педагог. Школа должна научить детей - ориентироваться в мире информации, - добывать ее самостоятельно, - усваивать в виде знаний, - рационально подходить к процессу познания научить учиться
Что такое учебный проект ? «Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.» Н.Ю. Пахомова
Учебный проект Проблема проекта "Почему?" (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта"Зачем?" (мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта"Что?" (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы "Как?" (мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование Результат"Что получится?" (как решение проблемы) Ожидаемый результат
К проекту предъявляют следующие требования: Проблема Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование) Поиск информации Продукт Презентации Портфолио
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся (по И.С.Сергееву): практико-ориентированный проект исследовательский проект информационный проект творческий проект ролевой проект
Этапы работы над проектом 1-й этап – погружение в проект: Анализ реальной ситуации. Определение и анализ проблемы Постановка цели проекта. Определение путей решения проблемы (задачи)
Этапы работы над проектом 2-й этап – организация деятельности: Планирование работы Анализ ресурсов Определение сроков и ответственных Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
Этапы работы над проектом 3-й этап – осуществление деятельности: Сбор информации Структурирование информации Изготовление продукта Оформление продукта
Этапы работы над проектом 4-й этап – презентационный: Предварительная оценка продукта Подготовка презентации Презентация продукта
Этапы работы над проектом 5-й этап – контрольный: Анализ результатов Оценка продукта Оценка продвижения
КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ Уточните время регламента. Назовите тему работы, цель, задачи, основную проблему. Не забудьте дать характеристику основных литературных источников, использованных в работе. Представьте результаты Вашей работы (выводы). Используйте иллюстративный/звуковой материал, помогающий раскрыть содержание работы. Завершая выступление, назовите задачи, которые удалось решить в процессе работы, и те проблемы, работа над которыми будет продолжена.
Требования к оформлению письменной работы введение основная часть заключение список литературы приложения
Требования к оформлению письменной работы ВВЕДЕНИЕ (1 печатная страница) отражает: актуальность работы, проблемный вопрос, цель, задачи, этапы работы над проектом (названы), продукт.
Требования к оформлению письменной работы ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Работа может включать 2-3 главы.) Первая глава носит теоретический характер, имеет собственное название - литературный обзор. Вторая глава традиционно посвящена организации работы над проектом (описание этапов проведения работы, место и время проведения, распределение ролей, используемые методики и их описание). Третья глава посвящена анализу полученных результатов. Каждая глава завершается выводами, которые носят обобщающий характер по конкретному вопросу, рассмотренному в соответствующей части работы.
Требования к оформлению письменной работы В заключении автор: дает оценку своей работе, делает вывод о достижении цели (сопоставляет планируемый продукт с полученным); говорит о своей удовлетворенности результатами проекта; оценивает свое собственное продвижение в проекте, т.е. указывает личностные приращения: узнал, научился, смог, преодолел, …; называет сильные и слабые стороны работы над проектом; дает рекомендации по практическому использованию работы.
Методический паспорт учебного проекта Название проекта Руководитель проекта Консультант(ы) Учебный предмет(ы) Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (ФИО, класс) Тип проекта Цель проекта Задачи проекта Вопросы проекта (важнейшие проблемные вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
Методический паспорт учебного проекта Актуальность проекта Продукт проекта Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа) Распределение ролей в проектной группе. Материально-техническое и учебно- методическое обеспечение УУД, необходимые для самостоятельной работы
Для чего необходима проектная деятельность в школе???
Регулятивные универсальные учебные действия Умение учиться и способность к организации своей деятельности: –Способность ставить цели и следовать им в УД. –Умение действовать по плану и планировать свою Д. –Умение контролировать процесс и результаты УД. –Умение оценивать свою деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия Поиск и выделение необходимой информации; Анализ объектов с целью выделения признаков; Синтез; Выбор критериев для сравнения и классификации; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждения; Доказательство.
Коммуникативные универсальные учебные действия Умение коллективного планирования, взаимопомощи; Согласование усилий по достижению общей цели; умение договариваться, находить общее решение; Умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы; Умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы