«Раннее выявление и поддержка одаренных детей методом конструирования образовательной ситуации «открытие нового знания»в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон» Воспитатель ГБОУ ООШ 23 г.Сызрань Фролова С.Ю.
«Человека нужно искать в детстве - там его корни»(М.Цветаева) Непременная отличительная черта одаренного ребенка-оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. И еще одно выдающееся свойство - громадное упорство в области их интересов.
Задача: обучать и воспитывать одаренных детей, не вырывая из круга «нормальных» сверстников, и при этом создать условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей.
Это позволит решить ряд важнейших социально-педагогических проблем: Не терять «потенциально» одаренных, то есть дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности выявлены рано, но и тем, у кого они проявляются на поздних возрастных этапах; Создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы («Я-концепции», коммуникативных способностей и др.) одаренных детей, что невозможно сделать в «тепличных»условиях специального образовательного учреждения; Формировать у одаренных и их сверстников, толерантное, позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Система дидактических принципов программы позволяет на ранних этапах выявлять одаренных детей. Одним из таких принципов является принцип минимакса, который обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
Реализация принципа минимакса решает сразу две важнейшие задачи ДОУ: 1. Выравнивание стартовых возможностей всех воспитанников; 2. Создание оптимальных условий для поддержки индивидуально – личностного своеобразия каждого ребенка.
В программе выделяют два уровня развития: А и Б. Уровень А – планируемый минимум, которым должны овладеть все дети без исключения. Уровень Б – дополнительный желаемый уровень, который предполагает развитие одаренных детей.
А - актуальный уровень развития М - минимальный уровень К - конечный В - возможный
Технология «Ситуация» помогает ребенку раскрыться, стать активным деятелем, способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение.
Технология «Ситуация» включает в себя следующие этапы: Введение в игровую ситуацию На данном этапе предлагается ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («Детская цель»).
Актуализация знаний. На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируется опыт, необходимый для следующего шага.
Затруднение в игровой ситуации. На данном этапе фиксируется в речи затруднение в предметной деятельности и его причины. (Смогли? Почему не смогли?)
Открытие нового знания На данном этапе воспитатель, используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог) организует построение нового знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках.
Введение нового знания в систему знаний На данном этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с освоенным ранее.
Осмысление содержания В завершение игры, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности с помощью вопросов «Где были? Чем занимались? Что узнали? Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились…., узнали…»
Подводим итоги: для выявления и развития детской одаренности и в дошкольном возрасте, формирования таких качеств как любознательность, пытливость ума, необходимо создать условия и ситуацию «открытия нового знания», которые будут стимулировать детское творчество а также деятельность познавательного характера.