Консультация для педагогов, родителей Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогическом процессе. «Сказкотерапия как средство для личностного развития дошкольника» Консультация для педагогов, родителей Колодина А.И. – педагог-психолог, МБДОУ д/с КВ 19 «Колокольчик» п. Шерегеш
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования с окружающим миром.
факторы эффективности сказкотерапии отсутствие в сказках дидактики, нравоучений отсутствие чётких персонификаций образность и метафоричность языка наличие тайны и волшебства психологическая защищённость
Самое большое, что может «позволить себе»жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной Жизненной ситуации. События сказочной истории естественно И логично вытекает одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире. отсутствие дидактики
Г лавный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья …Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. отсутствие чётких персонификаций
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребёнок, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребёнку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. образность и метафоричность языка
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Что бы не происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам.
Волшебная сказка как живой организм – в ней всё дышит, в любой момент любой предмет – даже камень – может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Читая или слушая сказку. Ребёнок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевлёнными персонажами. При этом развивается способность ребёнка децентрироваться, вставать на место другого. наличие тайны и волшебства
1) Бытовые (например, «Лиса и журавль»); 2)Сказки-загадки(истории на сообразительность, истории хитреца); 3)Сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму ; 4)Сказки-страшилки, истории о нечисти; 5)Сказки-притчи; 6)Сказки о взаимодействии людей и животных; 7)Притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); 8)Сказки о животных; мифологические сюжеты(в том числе истории про героев); 9)Волшебные сказки, с превращениями («Гуси-лебеди» …) Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познаёт мир. Примерно с 5-6 предпочитает волшебные сказки. У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория.
1)Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета. За поведением героев. 2)Рассказывание сказок. Приём помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. 3)Переписывание сказок. Это имеет смысл тогда, когда ребёнку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. 4)Постановка сказок с помощью кукол. Работа с куклой позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 5)Сочинение сказок. Здесь обязательное соблюдение последовательности событий (жили-были; устрой в государстве; причина начала неполадок; главный герой; спасение страны; советы и подарок мудреца; и т.д.) Основные приёмы работы со сказкой
Сказкотерапия для детей и взрослых – это целое направление в психологии. Сказкотерапия направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях. Она позволяет вытащить из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо.
диагностирующая (переписывание, сочинение сказки) воздействующая (анализ, рассказывание сказок) развивающая (сочинение, переписывание, постановка сказок с помощью кукол)
Сказкотерапия основана на том, что ребенок отождествляет себя главным героем сказки, учится на его ошибках. Обратите внимание на то, кому из персонажей сказки симпатизирует ваш ребенок. Если это отрицательный персонаж – попробуйте вместе с ребенком найти в его характере хорошие черты.
Очень хорошо придумать с ребенком личную сказку, которая будет максимально приближенна к реальной ситуации. Пройдя этот путь в своем воображении, ребенку будет легче справляться с проблемой в реальной жизни.
Сказкотерапия используется и в борьбе с негативными качествами характера. На помощь приходят всем известные художественные сказки. Например вас расстраивает, что ребенок жадничает. Прочитайте ему сказку А.С. Пушкина «Сказка о Рыбаке и рыбке», пусть ребенок увидит к чему приводит жадность.
Давайте запомним! Образы сказок обращаются (и соответственно влияют) одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. Сказка содержит многогранный материал, её можно широко использовать в психокоррекционной работе с детьми. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несёт в себе скрытый смысл решения жизненных ситуаций. Поэтому -это педагоги и родители через сказку прививают любовь к традициям своего народа. -это педагоги и родители через сказку и притчи формируют здесь и сейчас многие способности и функции организма для последующей успешной учёбы в школе. -это мы – одни из первых воспитателей, которые готовят ребёнка к будущей жизни в обществе.
Литература: 1. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» (для работы с детьми дошкольного возраста) – М.: «Просвещение», 2003; 2. Ильин И.А. «Духовный мир сказки» - М.:1993; 3. Журнал «Дошкольное воспитание» 1, 5, 8, 2005; 4. Танникова Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» (обучение сочинению сказок) – М.: 2008; 5. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Психология зависимостей, метод сказкотерапии» - СПб.: «Речь», 2002; 6. Соколов Д. «Сказки и сказкотерапия» - М.: «Просвещение», 1996; 7. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» - СПб.: «Речь»; М.: «Сфера», 2008.