Круглый стол с родителями: «Кризис 3-х лет. Как его преодолеть?» Автор: старший воспитатель детского сада 41 И.Н. Безрукова Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2012
Цель Повышение педагогической компетентности родителей.Задачи: Знакомство с особенностями психического развития ребенка, особенности протекания кризиса 3-х лет. Научить родителей выстраивать отношения с ребенком. Научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность», «обесценивание»
Особенности психического развития ребенка 3 - 4,5 лет Бурный физический рост Потребность в движении Стремление к самостоятельности Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице Ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями Он многое хочет сделать сам, но его желания не соответствуют его возможностям. Этим объясняется возникновение кризиса 3-х лет.
Кризис – движущая сила развития Кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу» ребенка. Послуш ный ребенок Раздражитель ность Требовател ьность Упрямство Капризы Ребенок сталкивается с опекой родителей (внешний конфликт), его желания не соответствуют его возможностям (внутренний конфликт)
Негативизм Ребенок поступает вопреки не только родителям, но, порой, даже собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а потому что его попросили. Часто это отказ от пищи дома, но полное ее принятие от чужих людей. Вместо вопроса: «Что будешь есть?», задайте вопрос: «Ты будешь есть йогурт или творог?»
Признаки негативизма: Ребенок поступает наперекор своему желанию Отказывается выполнять просьбы определенных людей Будет делать как угодно, только не как его просят Задача взрослых: Поддержать ребенка Превратить негативизм в игру Обучать ребенка правильно выражать свои желания и намерения
Упрямство Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он «сам так решил». Проявление упрямства Ответ на поведение или требование родителей Не уступить, настоять на своем «Я хочу!»
Последствия упрямства: Неврозы Лживость Расстройство нервной системы Раздражительность Ребенок просит дать ему карандаш, а мать предлагает фломастер. Понимая, что фломастер лучше и ярче, ребенок продолжает требовать свое: «Дай карандаш!». Ведь он сам так решил. Задача взрослых: Наберитесь терпения, подождите несколько минут. Ребенок «созреет» и примет решение. Вы удивитесь, но это будет фломастер! Не требуйте от ребенка знаний, умений и навыков без учета его реальных возможностей.
Капризность Это действие ребенка, которое лишено разумного основания, «Я так хочу и все!». Проявление капризов: Двигательное перевозбуждение Недовольство и раздражительность Плач, «нытье» по любому поводу «Я не хочу» Привлечения внимания любыми способами
Почему возникают капризы? У ребенка повышенная эмоциональная возбудимость Ребенок находится в некомфортной обстановке У ребенка плохое самочувствие У ребенка наблюдаются признаки переутомления Ребенок очень чувствителен
Истерика Часто капризы переходят в истерику. Истерика возникает в ответ на обиду или на отсутствие реакции со стороны взрослых Проявление истерики Громогласный плач, крики Битье головой, катание по полу Расцарапывание своего лица «Игра на публику», при наличии «зрителей»
Как предотвратить истерику? Научитесь предупреждать вспышки детского гнева Переключайте внимание детей Скажите ребенку правду относительно последствий Если избежать истерики не удалось: Возьмите себя в руки, не раздражайтесь Избегайте длинных объяснений с ребенком Постарайтесь отвлечь ребенка Четко и ясно скажите ребенку, почему вы не будете выполнять его требований В семье должна быть единая линия запретов и поощрений Научите ребенка извиняться, ему будет легче управлять собой
Синдром обесценивания Ребенок меняет свое отношение к любимым игрушками (бросает, ломает), к людям (бьет, обзывает родителей грубыми словами). Причиной такого поведения является интерес ребенка на реакцию взрослых. Задача родителей: Направьте энергию ребенка в «мирное русло» Обыграйте неприятный момент игрушкой
Рекомендации любящим родителям Не пугайтесь если кризис начался в 2,5 года, а закончился в 4 года Будьте последовательны, расширьте права и обязанности ребенка Дайте ребенку самостоятельность, не вмешивайтесь в его «детские дела» Знайте, ребенок может испытывать ваш характер несколько раз в день. Проявляйте твердость. Установите четкие запреты, которым будут следовать все члены семьи. Помните, многие ваши слова и поступки дети повторяют, следите за собой Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек
Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он «большой», меньше делайте за ребенка Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный. Желаем вам удачи в воспитании ваших детей! Рекомендации любящим родителям