Организация работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Институт детства Центр дошкольного образования Шмелева О.А., заведующий ЦДО Санкт-Петербург 2009 год
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О безопасности дорожного движения» г. Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах 1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
Статья 2. Основные термины дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Задачи, поставленные перед Рособразованием федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в гг. формирование стереотипов безопасного поведения; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма; повышение качества преподавания правил дорожной безопасности.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования г. 655 Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Нормативно-правовая база Информационно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно- транспортного травматизма» от /08 Результат: активизация деятельности образовательных учреждений всех типов Информационно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации деятельности дошкольных образовательных учреждений по формированию культуры безопасного поведения детей на дорогах и профилактики детского дорожно- транспортного травматизма» от /09-2 Результат : в каждом районе определено базовое ГДОУ для работы по обучению детей ПДД
Базовые дошкольные образовательные учреждения по профилактике ДДТТ осуществляют организационно-методические функции сопровождения ГДОУ района по воспитанию культуры безопасного поведения детей на дорогах и профилактике ДДТТ; совместно с ОГИБДД участвуют в проведении районных профилактических акций по БДД «Внимание – дети»; «Неделя безопасности» и других массовых мероприятий с привлечением родителей; совместно с РНМЦ организуют проведение открытых занятий, мастер-классов, игровых программ и других форм повышения педагогического мастерства воспитателей ГДОУ; совместно с ООАР, РОЦ БДД организуют районный этап городского конкурса среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности»
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа включает в себя содержание по обучению детей дорожной азбуке с постепенным усложнением программных требований в зависимости от возраста детей, условий жизни (город, село). Задачи: учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора; закреплять знание правил дорожного движения; соблюдать правила дорожного движения; совершенствовать знания о дорожных знаках и их назначении.
«Детство» ( авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.). Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: знания о правилах безопасного поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируют представления о правилах поведения на улице, в транспорте, а так же знакомят со знаками дорожного движения.
«Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л.А. Парамоновой. Программа включает в себя содержание обучения, воспитания и развития детей по безопасности жизнедеятельности. Детей обучают правилам поведения на улице при переходе дорог и перекрестков, умению ориентироваться на дорогах.
Основы безопасности детей дошкольного возраста Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева Цель: сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение, способствовать становлению основ экологической культуры и, приобщение к здоровому образу жизни. Программа включает в себя направление: «Ребенок на улицах города»
В программе излагаются содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет Правилам дорожного движения. Книга содержит тематический план, примеры занятий, методические рекомендации, приложения. Она поможет педагогам научить дошкольников элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной обстановке. Светофор Т.И. Данилова
Дети на дороге под общ. ред. д-ра пед. наук Л.Б. Баряевой и к.п.н. Н.Н. Яковлевой В книге представлены методики обучения детей правилам дорожного движения и поведения в качестве пешеходов и пассажиров; предлагаются материалы для диагностического изучения представлений старших дошкольников и младших школьников о ПДД, даются рекомендации по организации экскурсий, дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных и театрализованных игр.
Пособие входит в состав УМК «Азбука дорожного движения» вместе с рабочей тетрадью и комплектом плакатов. В нем представлена программа и методические рекомендации по организации ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Пособие предназначено для специалистов ДОУ (воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов- психологов, логопедов и др.) и родителей. Азбука дорожного движения Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева
Школа дорожных наук. О.Ю. Старцева В пособии раскрываются основные аспекты программы по проведению профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ. Предложенные материалы, помогут педагогам грамотно организовать работу в разных возрастных группах, определить, насколько усвоили дети правила безопасного поведения на улицах и дорогах города. Книга адресована старшим воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Занятия по правилам дорожного движения Е.А Романова., А.Б. Малюшкина В книге представлены планы занятий по обучению детей в ДОУ Правилам дорожного движения, описания занятий, игр и конкурсов, посвященных этой теме. Книга предназначена заведующим ДОУ, воспитателям, методистам и родителям детей дошкольного возраста
Наш друг светофор Марина Дружинина Яркие иллюстрированные веселые книжки на самом деле помогут избежать большой беды! Забавные герои в стихотворной форме расскажут детям о том, что может с ними приключиться на улицах шумного города, и что надо делать, чтобы не попасть в беду: как переходить дорогу, почему трамвай надо обходить спереди, а автобус сзади и многое другое. Очень важно, что вся информация представлена в виде ситуативных картинок, а стихотворная форма изложения материала легка для понимания и запоминания. Рекомендованы для чтения родителей с детьми, а также для изучения в детских садах.
ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА УЛИЦЕ Т.Г. Хромцова В пособии представлены практические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения вне стен дома: во дворе, на дороге, в лесу, у водоема, а также с незнакомцами. Пособие адресовано широкому кругу читателей: воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических колледжей и вузов, педагогам дополнительного образования.
Учим правила дорожного движения В. Полухин Эта интересная книжка с наклейками, расскажет малышу о том, как безопасно и правильно вести себя на дороге. С помощью этой книги ребёнок легко выучит дорожные знаки, научится понимать сигналы светофора. Весёлые картинки и занимательные наклейки помогут в игровой форме познакомиться с правилами дорожного движения. Первые шаги в страну знаний будут и познавательными, и увлекательными.
Правила дорожного движения для детей Эти мультимедийные диски рассказывают детям о правилах дорожного движения в увлекательной и веселой форме. Здесь дети найдут ответы на очень важные вопросы: как переходить дорогу, что показывает регулировщик, как нужно вести себя в транспорте и что делать, если ты потерялся. В игровом разделе ребенку предстоит закрепить на практике полученные знания: ему предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках. Эта игровая программа поможет вашему ребенку стать грамотным пешеходом! Особенности · Правила дорожного движения в занимательной форме! · Как безопасно переходить улицу: пешеходный переход, "островок безопасности", регулировщик · Игра для детей: 47 дорожных ситуаций с картинками, вопросами и ответами · Правила поведения в транспорте и на улице · Что делать малышу, если он потерялся · Самые важные номера телефонов, которые должен знать каждый ребенок · Главные дорожные знаки для маленьких пешеходов
Программа для детей. Дракоша и правила дорожного движения. Компьютерный диск. Запомнить детям основные правила поведения на дороге поможет обаятельный гид Дракоша, который будет сопровождать их на протяжении всей игры. Ребенок сможет щеголять перед друзьями и знакомыми познаниями в области истории автомобиля. Узнает о том, какие опасности могут подстерегать на дороге в разное время года, изучит основные правила дорожного движения, а также правила поведения в общественном транспорте.
ВСЕРОССИЙСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГАЗЕТА "ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА" Девиз: «Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы». "Добрая Дорога Детства" - единственная в стране газета, поставившая перед собой задачу не только воспитать маленького человека законопослушным гражданином своей страны, настоящего человека с нравственной и духовной системой ценностей, но и обучить его безопасному поведению в жизни, на дороге, культуре взаимодействия со всеми участниками дорожного движения, уберечь от ДТП, сохранить его жизнь и здоровье, обеспечив тем самым будущее нашим детям и стране. Газета адресована детям, педагогам, родителям.
Формы работы с детьми по воспитанию и формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах целевые прогулки; обучающие и развивающие игры; чтение художественной литературы; моделирование дорожных ситуаций; рассматривание иллюстраций, плакатов, наглядных пособий; художественно-творческая деятельность детей; изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности; просмотры телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов; театрализованные представления, праздники, развлечения по теме «Дорожная азбука»
Предметно-игровое оборудование и материалы игровая площадка (по типу «Городок»); игровой комплект «Азбука дорожного движения»; комплект дорожных знаков; макет улицы с транспортными средствами; схема маршрута безопасного движения в детский сад; наглядно- иллюстративный материал; обучающие и развивающие игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой; детская художественная литература; альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой микрорайон»; набор слайдов, мультфильмов; выставка детских работ и др.
Информационный уголок по безопасности дорожного движения в учреждении. 1. План работы образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортных травматизма. 2. Информация ГИБДД о состоянии детского дорожно- транспортного травматизма в городе/районе (ежемесячные данные). 3. Схема безопасного маршрута, утверждена сотрудниками ГИБДД. 4. Информация для детей и для родителей обучающего характера по ПДД. В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации, с тематической направленностью. 5. Информация для родителей методического характера.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников информация на стендах для родителей, в папках-передвижках; родительские собрания, беседы с участием педагогов- психологов, инспектора ОГИБДД и других заинтересованных лиц; семинары – практикумы; деловые игры и тренинги; «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте; устные журналы и дискуссии; совместные праздник и развлечения («Папа, мама и я – пешеходная семья»); выпуск стенгазеты для родителей.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с ОГИБДД посещение инспекторами дошкольного образовательного учреждения; обследование территории, прилегающей к учреждению; участие в создании на участке детского сада автоплощадок; разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение; оказание помощи в разработке информационных «уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения; чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями и педагогами; проведение бесед с детьми; участие в праздниках и развлечениях; организация смотров-конкурсов…
Ошибки в преподавании ПДД Сигналы транспортных светофоров не распространяются на пешеходов. Пешеходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоровтолько сигналами трех секционного транспортного светофора.
«Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки» «Пешеходный переход» участок проезжей части, обозначенной знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны». «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при отсутствии транспортного светофора»