Итоги экспертизы содержания основных общеобразовательных программ дошкольного образования на соответствие ФГТ Богомолова Ю.А., начальник отдела методического сопровождения дошкольного образования МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» Статья 9. Образовательные программы 3. К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении п. 21. «Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти…» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Методическое сопровождение дошкольного образования: организационно-методическое сопровождение деятельности педагогов; курсовая подготовка педагогов ДОУ; консалтинговая деятельность.
Сроки проведения экспертизы декабря 2011 года Представлено 53 основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Нормативные документы: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от г. 538 « О реализации федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»; «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Сан ПиН ); Изменения 1 к Сан ПиН «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Санитарно эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН ).
Основная группа замечаний по основным общеобразовательным программам 1)в обязательной части Программы не выдержаны обязательные разделы (п.2.14); (45%) 2)в представленных программах не отражена специфика конкретного образовательного учреждения, специфика условий и особенностей осуществления образовательного процесса (55%)
Обязательная часть Пояснительная записка не указаны сроки реализации Программы; нет ссылки на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования; не полно раскрыты возрастные и индивидуальные особенности контингента детей (конкретно для ДОУ); сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников; не раскрыты приоритетные направления в деятельности ДОУ.
«Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении» не учтены рекомендации по порядку разработки Программы в части представления графиков взаимодействия всех участников образовательного процесса, модели образовательного процесса, системы оздоровительных и закаливающих мероприятий, технологии работы педагогов по реализации Программы
«Содержание психолого педагогической работы по освоению образовательных областей» не представлены материалы, связанные с организацией деятельности по образовательным областям; возможные пути интеграции различных образовательных областей
«Содержание коррекционной работы» затруднения при описании системы комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ, результативности освоения коррекционных программ
«Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы» представлен портрет выпускника, не отражающий специфику конкретного д\с; отсутствует промежуточная оценка динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими программы по всем направлениям развития детей (п. 3.5 абзац 12 )
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» перечень и материалы диагностических средств, методик, а также описание объекта мониторинга, форм, содержания мониторинга отсутствуют (или недостаточно полно представлен)
Часть, формируемая участниками образовательного процесса не раскрыты приоритетные направления деятельности, отражающие специфику ДОУ; не отражена результативность освоения программ дополнительного образования; отсутствует описание организации режима пребывания и образовательной деятельности детей раннего возраста (1,5-3 года).
Алгоритм действий: 1. Изучить ФГТ, Сан ПиН ( ). 2. Уделить особое внимание понятийному аппарату. 3. Определиться с содержанием части, формируемой участниками образовательного процесса. 4. Обращаться за консультативной помощью к методистам МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ», на форум института, к тьюторам. 5. Провести самоанализ соответствия основной общеобразовательной программы ФГТ. 6. Представить программу на повторную экспертизу.
Создание тьюторской команды СОГИУУ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!