Семья и школа. Каково их взаимодействие? Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П.Азаров
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Следовательно, задача школы – корректировка развития личности и оказание помощи в адаптации личности к современному обществу. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Следовательно, задача школы – корректировка развития личности и оказание помощи в адаптации личности к современному обществу.
В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. Школа является важным звеном в системе воспитания, усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ работы школы. Современная школа требует развития воспитательной системы совершенно нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленном на развитие личности с учётом ее интересов. На организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителем, с окружающим миром. В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. Школа является важным звеном в системе воспитания, усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ работы школы. Современная школа требует развития воспитательной системы совершенно нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленном на развитие личности с учётом ее интересов. На организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителем, с окружающим миром.
Воспитательная работа школы не сможет строится без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Воспитательная работа школы не сможет строится без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Направление «СЕМЬЯ» в школе 133. Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни. Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни. Регулярное проведение родительских собраний (собеседований), темы которых планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем, задач школы. Регулярное проведение родительских собраний (собеседований), темы которых планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем, задач школы. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учётом назревшей необходимости. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учётом назревшей необходимости. Привлечение родителей учеников к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя (куратора). Привлечение родителей учеников к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя (куратора). Организация взаимного творчества детей и родителей. Организация взаимного творчества детей и родителей. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса.
Типы семейных взаимоотношений: Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовольствие всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Тактика «невмешательства» - это такая система межличностных отношений в семье, которая строится на признании возможности, и даже целесообразности, независимого существования взрослых от детей и наоборот. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает подчиненность межличностных отношений в семье организации, целям, и задачам совместной деятельности в контексте высоких нравственных ценностей. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество – она становится целостным организмом высокого уровня развития.
Функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей. Главные функции взаимодействия школы и семьи: информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная, контролирующая, бытовая. Задачи взаимодействия формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей. Организация взаимодействия школы и семьи предполагает: изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей (детей класса); группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка (детей класса); Анализ промежуточных и конечных результатов их совместный воспитательной деятельности.
Что даёт педагогу изучение семьи? Позволяет ближе познакомиться с учеником. Помогает понять стиль жизни семьи и её уклад. Даёт возможность узнать семейные традиции и духовные ценности. Выявляет воспитательные возможности семьи. Определяет взаимоотношения ученика со своими родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.). Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
На что обратить внимание при посещении учащегося на дому: Тип квартиры (отдельная, подселение, общежитие и т.д.) и состояние квартиры. Материальное положение семьи, наличие учебно-письменных принадлежностей, сезонной одежды, питание в семье. Состав и статус семьи (многодетная, малообеспеченная и т.д.). Наличие книг или домашней библиотеки. Внутрисемейные отношения (ровные, конфликтные, уважительные и т.д.) Ребёнок – родитель Родитель – ребёнок Ребёнок – ребёнок Ребёнок – близкие родственники. Необходима ли помощь, какая (психологическая, материальная, консультативная и т.д.). Состояние здоровья ученика, медицинские рекомендации. Увлечение семьи. Наличие рабочего места у ребенка. Как решен вопрос о питании в школе (многодетные, малоимущие). Занятость в свободное время. Причины проблемного поведения: пропуски уроков, опоздания, поведение. Употребление алкоголя, табака, наркотических средств.
Дифференцированный подход в работе с родителями. Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможностей использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка (детей класса): семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются. семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога. конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие. Чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
Дифференцированный подход в работе с родителями. внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные особенности типов семей нужно учитывать в работе с родителями!
Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении школой. Формы и методы работы с родителями: массовые, групповые, индивидуальные. Вся работа должна быть направлена на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.