Из опыта работы Долотовой Надежды Ивановны
Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики на основе дифференцированного обучения
ПРОТИВОРЕЧИЯ Между традиционной организацией обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Между требованиями стандарта и недостаточной мотивацией к изучаемому предмету.
ПРОБЛЕМА Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым обучающимся?
ЦЕЛЬ Создание условий для дифференцированного обучения на основе учета реальных учебных возможностей обучающихся
ЗАДАЧИ отработать механизм применения технологии дифференцированного обучения на уроках математики; изучить учебные возможности обучающихся; развивать творческие способности обучающихся; сформировать у обучающихся навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ через изучение психолого- социологической диагностики обучающихся; повышение мотивации; применение современных образовательных технологий; использование эффективных методов и приемов обучения; отслеживание результатов обучения с последующей коррекцией.
Этапы реализации проекта Теоретический Диагностический Практический Итоговый
Научное обоснование опыта технология дифференциации обучения на основе обязательных результатов обучения В.В. Фирсова; технология личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской; теория развития познавательного интереса Г.И. Щукиной; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева,П.Я.Гальперина.
ДИАГНОСТИКА Перечень психологических методик, используемых для изучения личности школьника: различение по доминирующим каналам восприятия учебного материала (по М. Гриндеру); различение детей по темпераментам; различение по функциональной асимметрии полушарий головного мозга (по М.Гриндеру); школьный тест умственного развития – ШТУР.
Перечень общеучебных умений и навыков, формирующих учебно-познавательные компетенции обучающихся Перцетивн ые умения Учебно- интеллектуальные умения Учебно- познавательные умения Поисково- информационные умения Учебно- организационные умения Слушать; читать; запоминать; воспроизводить учебный материал. Анализироват ь; сравнивать; обобщать; классифицировать; формулировать проблемы; исследовать. Составлять план ответа; готовить доклады; пользоваться техническими средствами; участвовать в диалоге Работать со словарем; пользоваться поисковыми системами, техническими средствами. Планировать учебную работу; действовать по алгоритму; осуществлять самоконтроль; работать в группах.
ТЕХНОЛОГИИ Уровневая дифференциация Методика сотрудничества ИКТ Игровые технологии Проектно- исследовательские технологии
Активные формы обучения Урок- практикум Урок – семинар Урок – зачет Урок – исследование Уроки с применением ИКТ Урок – путешествие Урок-сказка.
Последовательность действий при организации дифференцированного обучения определение содержания учебного материала; отбор форм, приемов и методов обучения; создание методического инструментария (задания разноуровневого характера для выполнения домашних заданий, для подготовки к уроку, памятки – опоры, памятки- алгоритмы); зачет по теме (устный, письменный); разработка системы контроля и коррекции.
Логико- математический анализ Поурочное планирование Основные блоки теоретического материала Способы изучения материала Основные понятия Новые правила Анализ теоретической части
Поурочное планирование темы «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс) Урок изучения новой темы. 1 ч. У рок- практикум 1 ч. Урок- практикум с использованием КСО. 1 ч. Урок- зачет. 1 ч. Контрольная работа. 1 ч. Урок –коррекция. 1 ч..
Планируемые результаты обучения Обучающийся должен уметь (базовый уровень): Находить наименьший общий знаменатель дробей Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями Сравнивать дроби с разными знаменателями Обучающийся может уметь ( продвинутый уровень): Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями Решать уравнения Решать задачи
Методика дифференцированной работы на уроке дифференцированная домашняя работа; организация базового повторения; учет знаний обучающихся на уроке; проверка усвоения пройденного материала; изучение нового материала; контроль знаний(проведение самостоятельных, контрольных работ, тестирование, зачеты); коррекция знаний, умений и навыков.
Система работы по уровневой дифференциации диагностика обучаемости и обученности учащихся; постановка разноуровневых целей к каждой учебной теме; индивидуальный подход к обучающимся; рефлексивный характер обучения; система дифференцированных заданий на протяжении всей темы; работа с алгоритмами, тестами; организация самостоятельной деятельности обучающихся по самоконтролю, самооценке; уровневое домашнее задание; различные способы коррекции на каждом занятии.