Опытно-экспериментальная площадка «Формирование познавательной компетентности учащихся как условие повышения качества образования» (2006 – 2010 гг) МОУ «Пурпейская СОШ 2» 24 февраля 2011 г.
ОЭР муниципального уровня «Формирование познавательной компетенции учащихся как условие повышения качества образования» опорная школа по иностранным языкам (приказ 33 от г. департамента образования Администрации Пуровского района профильное обучение учащихся 10 – 11 классов по направлениям: - физико – математическое; - социально – гуманитарное; - универсальное; работа с использованием систем развивающего обучения в НШ ОЭР по проблеме «Создание воспитательной среды, обеспечивающей саморазвитие личности» по технологии Г.К.Селевко Реализация программы ППП в 8, 9 классах через систему модульных элективных курсов в режиме ОЭР в рамках ШЭП совершенствование системы по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста (ЦРР-Д/С «Белоснежка» - школа») Работа по БУПу 2004 г. Программа развития школы ( г.г.) «Социализация в школьном образовании»
Актуальность В условиях модернизации системы образования, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического мышления, абстрактного мышления, саморефлексии, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления. В условиях модернизации системы образования, основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического мышления, абстрактного мышления, саморефлексии, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления.
Цель Помочь педагогам сформировать у школьников компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки и таким образом сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Помочь педагогам сформировать у школьников компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки и таким образом сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Ориентировать образование на деятельностный подход (выбрать оптимальные методы обучения направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся). Ориентировать образование на деятельностный подход (выбрать оптимальные методы обучения направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся).
Предполагаемые пути решения Организация предметно-ориентированного тренинга, где основной целью является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности: обобщение, сравнение, классификации, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей, поиск закономерностей и других интеллектуальных качеств личности. Необходимость предметно- ориентированного тренинга обоснована в работах Гончарова В.С. и Алексеева НА. Организация предметно-ориентированного тренинга, где основной целью является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности: обобщение, сравнение, классификации, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей, поиск закономерностей и других интеллектуальных качеств личности. Необходимость предметно- ориентированного тренинга обоснована в работах Гончарова В.С. и Алексеева НА. Организация коррекционно-развивающей работы, проводимой учителем в рамках каждого конкретного урока, включение системы упражнений по формированию определенных мыслительных приемов в каждый урок на раз личных его этапах. Система таких упражнений предлагается в методических указаниях М.К Акимовой и В.Т.Борисовой. Организация коррекционно-развивающей работы, проводимой учителем в рамках каждого конкретного урока, включение системы упражнений по формированию определенных мыслительных приемов в каждый урок на раз личных его этапах. Система таких упражнений предлагается в методических указаниях М.К Акимовой и В.Т.Борисовой. Разработка программы развития мышления учащихся в рамках каждого учебного предмета. С этой целью при составлении тематического планирования подобрана система упражнений по формированию приемов мыcлитeльной деятельности для каждого урока с учeтoм его содержания. Система таких упражнений предлагается в методических указаниях А.Гин. Разработка программы развития мышления учащихся в рамках каждого учебного предмета. С этой целью при составлении тематического планирования подобрана система упражнений по формированию приемов мыcлитeльной деятельности для каждого урока с учeтoм его содержания. Система таких упражнений предлагается в методических указаниях А.Гин. 11
Подготовка педагогов Для совершенствования педагогического мастерства был проведён цикл практико-ориентированных семинаров: 1 занятие - «Еще раз об уроке». Семинар – практикум. 1 занятие - «Еще раз об уроке». Семинар – практикум. 2 занятие - «Учебное занятие как динамическая система». Теоретический семинар. 2 занятие - «Учебное занятие как динамическая система». Теоретический семинар. 3 занятие - «Современные техники урока». Семинар – практикум. 3 занятие - «Современные техники урока». Семинар – практикум. 4 занятие - «Формула продуктивности образовательного процесса». Теоретический семинар с последующей творческой работой в МО. 4 занятие - «Формула продуктивности образовательного процесса». Теоретический семинар с последующей творческой работой в МО. Курсовая подготовка в г.Кургане ИПКРО Курсовая подготовка в г.Кургане ИПКРО
Реализация программы «Формирование познавательной компетентности учащихся как условие повышения качества образования» Развитие познавательных способностей младших школьников (Курс Е.В. Араслановой - О.Г. Селивановой Кировский Центр развития ребёнка); Развитие познавательных способностей младших школьников (Курс Е.В. Араслановой - О.Г. Селивановой Кировский Центр развития ребёнка); Курс «Развитие познавательных способностей» (О.Холодовой); Курс «Развитие познавательных способностей» (О.Холодовой); Курс «Развитие интеллекта и творческого мышления» для 5-7 классов (Курганский ИПКРО); Курс «Развитие интеллекта и творческого мышления» для 5-7 классов (Курганский ИПКРО); Развитие когнитивности на основе системы интенсивного развития способностей (Новосибирский центр интенсивных технологий в образовании и медицине); Развитие когнитивности на основе системы интенсивного развития способностей (Новосибирский центр интенсивных технологий в образовании и медицине); Организация научно-исследовательской деятельности учащихся (Программа Криволаповой Н.А., Курганский ИПКРО). Организация научно-исследовательской деятельности учащихся (Программа Криволаповой Н.А., Курганский ИПКРО).
Развитие познавательных способностей младших школьников (Курс Е.В. Араслановой - О.Г. Селивановой Кировский Центр развития ребёнка). Коммуникативно- личностное развитие младших школьников; Развитие познавательных процессов. Использует в работе Захаркина Г.Ю.(1-3 классы – 2007 – 2009 уч.г., 1 б – 2010 – 2011 уч.г.)
Развитие познавательных способностей (Курс «Юным умникам и умницам» для учащихся начальной школы О.В.Холодовой). Познавательный аспект - формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект - развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы. Воспитывающий аспект - воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»).
Курс «Развитие интеллекта и творческого мышления» для 5-7 классов (Программа Криволаповой Н.А, Курганский ИПКРО) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
«Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» (Программа Криволаповой Н.А, Курганский ИПКРО) Используется для работы с учащимися в научных обществах «Изюминка» (руководитель Захаркина Г.Ю.), «OPTIMUS» (рук.Балабаева Н.И.)
Компьютерная Система Интенсивного Развития Способностей (СИРС) школьников ( Буров А.Н., Новосибирский центр интенсивных технологий в образовании и медицине). Комплексный подход к интенсивному развитию интеллектуальных и творческих (креативных) способностей детей – быстрое чтение, навыки классификации знаний, память (образная, механическая, логическая и ассоциативная), пространственные представления и мышления).
Результаты ОЭР (качество обучения)
Курс «Развитие интеллекта и творческого мышления» 2009 – 2010 учебный год Оптимальный уровень (82% - 100% заданий, выполненных верно) Допустимый уровень (64% - 81% заданий. выполненных верно) Низкий уровень (ниже 64% выполненных заданий) 525%73%2% 6 а 40%58%2% 6 б 40%53%7% Общий результат 36%52%12% Показатели улучшились не только в целом, но и по каждому классу. Это говорит о результативности ОЭР
Перспективы 1) Формирование субъектно-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе школы 2) Формирование способности сознательного управления учащимся своей учебно- познавательной деятельностью. 3) Активизация проектной деятельности учащихся как одна из форм активизации познавательной активности.