МБОУ СОШ с.Дмитряшевка Хлевенского муниципального района Липецкой области Экологическое объединение «Эколог» Районная конференция юных исследователей природы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнили: Алипова Надежда Иванько Екатерина, учащиеся 11 класса МОУ СОШ 21 г. Болотного Новосибирской области 2008 г.
Advertisements

1. Объект исследования 2. Методы исследования 3. Результаты исследование живых организмов в воде Буржуйского пруда 4. Результаты исследования прибрежной.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ исследовательского проекта ученицы 10 класса КОРОВАЙКИНОЙ ИРИНЫ.
L/O/G/O МОУ «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области Работу выполнили: Струкова Олеся.
Борткевич Карина Александровна 9 «А» класс Малова Евгения Вадимовна 2011год.
Международный день Воды Вода – удивительное вещество! Внеклассное мероприятие (6 класс) Внеклассное мероприятие (6 класс) Классный руководитель Т.М.Модина.
Водные экосистемы Обитатели пресного водоема 3 класс Семина Н.Н.
Что такое вода? Наше тело (по весу) наполовину состоит из воды. Без воды мы не смогли бы жить, вообще жизнь на Земле не зародилась бы без воды. Вода -
«Где вода – там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому.
Вода - обязательное условие и среда жизни, присутствует на нашей планете в очень большом количестве. Поверхность океанов и морей составляет более 70%
Презентация по биологии ученицы 6А класса Средней школы 13 г. Владивосток Сытник Татьяны и Вайтулевич Ярославы «Водоросли»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ РЕКИ БУРЕЯ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИКИ 10 КЛАССА НИЧОГА Н. СМИРНОВ П. РУКОВОДИТЕЛЬ: АНДРЕЕВА Т.Г. УЧИТЕЛЬ.
Озеро Глыби как уникальная экосистема Тверской области Выполнил ученик 10-а класса Нойкин Антон 2008 год.
Выполнили : Пестерева Дарья, Петрова Дарья Руководитель : Кузикова Ольга Анатольевна МБОУ СОШ с.Вознесенка.
Исследовательская работа секции естествознания « Чудо Земли – Вода » Руководитель Назаренко Л. Д. учитель химии МОУ СОШ 49 Тема работы : « Свойства воды.
© Кукса Максим, ученик 11 класса, 464 школы. Биоценоз пресного водоема Любой природный водоем, например пруд, с его растительным и животным населением.
Вода является основой жизни на нашей планете. Вода покрывает две трети поверхности Земли оказывает влияние,практически, на все процессы, которые происходят.
Практическая работа Анализ почвы и воды Цель: с помощью методов анализа оценить экологическое состояние воды, взятой из различных источников г.Губкинского.
Проблема охраны реки Волги
Презентация по географии на тему: «Загрязнение гидросферы».
Транксрипт:

МБОУ СОШ с.Дмитряшевка Хлевенского муниципального района Липецкой области Экологическое объединение «Эколог» Районная конференция юных исследователей природы Направление «Водная экология» Тема: «Экология водной среды» Работу выполнила: Алексеенко Марина Николаевна 10 класс Руководитель: Пополитова Лариса Васильевна учитель географии 2013.

Содержание Введение 1. Методы исследования. 2. Родник «Богатый колодец». 3. Родник «Калапов». 4. Выводы. 5. Заключение. 2

Введение Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов. Если учесть, что 75% пресной воды "заморожено" в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находится под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% "рассредоточено" в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источники воды реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0.01% мировых запасов воды. Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно подтверждают сакраментальный тезис о том, что вода одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты. 3

с.Дмитряшевка богата водными ресурсами. Я не зря выбрала тему «Водная экология» для защиты на конференции. Мне бы очень хотелось показать ту работу, которая проводится в нашей школе по очищению родников и изучению их экологического состояния. Нельзя сказать, что все родники изведаны, нет. Во время экскурсий мы находим новые и даем им жизнь. Радуемся рождению новой струйке воды, которая в дальнейшем превратится в чистейший родник. И этот источник будет радовать людей и наполнять водой реки, насыщать влагой растения. 4

Для исследования я выбрала один родник «Корчажки»,но в своем проекте я освещу всю работу, которую мы проводим по очистке и облагораживанию родников «Калапов» и «Богатый» 5

Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов-бактерий, грибов, зеленых растений, животных. При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов. В очистке вод важное место занимает использование некоторых растений и животных, которые являются живыми фильтрами. Камыш очищает воду от болезнетворных бактерий, отходов нефти. Хорошо очищает воду осока, рогоз, хвощ болотный, хлорелла. Животные- фильтры (беззубка, перловица) прогоняют через себя за сутки 30 литров воды. Фильтруют воду и небольшие рачки, обитающие на поверхности водоемов. Один рачок способен отфильтровать до полутора литров воды в сутки. 6

Цели и задачи Цель: в процессе исследовательской работы определить степень загрязнения водоема. Задача 1. Познакомиться с видовым составом водной фауны; выявить черты приспособленности животных к водному образу жизни и особенности строения разных экологических групп; Задача 2. Определить загрязнение воды по водным животным и растениям. Задача 3. Определить степень прозрачности, цветности воды. 7

Методы исследования - Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду. По требованиям ГОСТа водоемов, на поверхности воды недопустимо присутствие плавающих пленок нефтепродуктов, масел, жиров и других примесей. Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза. Пленки, покрывая жабры рыб, нарушают дыхание, способствуют развитию процессов анаэробного распада органических веществ. Продукты распада приводят к вторичному загрязнению водоема и нередко являются токсичными.( См. таблицу 1) 8

Определение степени прозрачности воды. Прозрачность и мутность воды определяются по ее способности пропускать видимый свет. Степень прозрачности воды зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Вода со значительным содержанием органических и минеральных веществ становится мутной. Мутная вода плохо обеззараживается, в ней создаются благоприятные условия для сохранения и развития различных микроорганизмов, в том числе и патогенных. Содержание взвешенных веществ не должно заметно увеличиваться после спуска сточных вод. Взвешенные вещества, уменьшая прозрачность воды, снижают интенсивность фотосинтеза; оседая на дне, препятствуют развитию бентоса, корневой системы растений и ведут к потере нерестилищ. Разложение данных отложений создает вторичные очаги загрязнения. При этом потребляется большое количество кислорода. Прозрачность воды рек в зависимости от степени загрязнения по сезонам колеблется в пределах: зимой и осенью см, весной см, летом см. 9

Содержание взвешенных веществ не должно заметно увеличиваться после спуска сточных вод. Взвешенные вещества, уменьшая прозрачность воды, снижают интенсивность фотосинтеза; оседая на дне, препятствуют развитию бентоса, корневой системы растений и ведут к потере нерестилищ. Разложение данных отложений создает вторичные очаги загрязнения. При этом потребляется большое количество кислорода. Прозрачность воды рек в зависимости от степени загрязнения по сезонам колеблется в пределах: зимой и осенью см, весной см, летом см. Вывод: Исследуемая родниковая вода очень прозрачная, способна пропускать солнечный свет до 45 см. 10

Определение цветности воды. Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения - гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают окраску воде желтой и коричневой. Окись железа окрашивает воду в желто-бурый и бурый цвета, глинистые примеси – в желтоватый цвет. Зеленая окраска открытого водоема обусловливается размножением водорослей (цветением). Цвет воды может быть связан со сточными водами и органическими веществами (навоз, моча и т.п.) Я определила цветность воды в водоеме следующим образом: в пробирку из бесцветного стекла налила 10 мг исследуемой воды и сравнила с аналогичным столбиком дистиллированной воды. Цветность воды я выразила в 10 градусах., т.е присутствуют глинистые примеси. (См. табл.2) 11

Определение уровня загрязнения водоема по беспозвоночным зао индикаторам. Концентрация О2- показатель, на которой реагируют биоиндикаторы. Чем загрязненнее водоем, тем меньше в нем растворенного кислорода. В водоемах с различным уровнем загрязнения обитают качественно отличающиеся друг от друга группы беспозвоночных гидробионтов. Выделяют три такие группы: - личинки поденок, веснянок, вислокрылок, ручейников; двустворчатые моллюски (перловица, беззубка); - бокоплав, катушки, лужанки, шаровики, горошинки, личинки стрекоз, комара-долгоножки; - водяной ослик, олигохеты, трубочник, пиявки, прудовики, личинки комара-звонца (мотыль), личинки мошки «краски», мокрецы. (См. табл.3) 12

- Слежение за состоянием воды с помощью простейших и бактерий Видовой состав может сказать, как чувствует себя активный ил водоема. При хорошей очистке в больших количествах встречаются брюхоресничные инфузории и сувойки, много коловраток и почти нет жгутиковых и амеб. Бактерии объединяются в крупные хлопья с изрезанными краями, когда их рабочая поверхность максимальна. При ухудшении очистки в активном иле появляются равноресничные инфузории, например туфельки. Прикрепленные организмы переходят в плавающее состояние. Сувойки отбрасывают ножку, образуют дополнительный венчик ресничек и становятся «бродяжками». Больше становится жгутиковых и амеб. Бактериальные хлопья измельчаются и округляются. Для обнаружения тех или иных простейших я взяла несколько пробирок пробы воды и рассмотрела капли воды под микроскопом (без покровного стекла). И еще на предметное стекло я положила кусочек ваты, разобранной на волокна с двумя каплями воды из пробы. При проведении опыта я увидела наличие в иле брюхоногих инфузорий и коловраток, что свидетельствует о том, вода в роднике подвергается хорошей очистке. Вывод. По результатам исследований можно сделать вывод о том, что родник «Корчажки» находится в хорошем состоянии, вода чистая и пригодна для питья, она подвергается естественной очистке. 13

Родник «Богатый колодец» Удивительное вещество вода! Она не только дает жизнь. Это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Все это благодаря воде. Нас радует источник – «Богатый колодец», который облагораживает директор нашей школы Дедов Сергей Александрович. А школьники охотно ему помогают. 14

Проводится сбор мусора, покраска изгороди, очищение территории от сорняков. Был посажен виноград. 15

Мы не боимся трудностей и с большим удовольствием проводим трудовой десант по очищению родников Родник «Калапов» 16

Выводы Все запланированное мной по работе над темой: «Водная экология», было выполнено. Я постаралась в полной мере отразить природоохранную деятельность нашего экологического объединения «Эколог». У нас очень сплоченный и дружный коллектив. Под руководством учителя географии Пополитовой Ларисы Васильевны мы имеем возможность посетить затаенные уголки природы, насладиться красотами окружающего ландшафта и внести свой небольшой вклад в спасение окружающего мира от экологической опасности. 17

Заключение Из поколения в поколение передается любовь к родникам. Их любят за прозрачную и приятную на вкус воду. В старину о родниках слагали легенды. Прозрачно-хрустальной, студеной воде из этих ключей приписывали волшебную силу, говорили о ней как о живой воде. На Руси всегда родники почитали, с любовью брали воду из них, умывались и пили на здоровье, заботились о них. В некоторых источниках вода обладает многими целебными свойствами, поэтому в народе такие родники и ключи называют святыми. Возможно те родники, которые мы с особой любовью расчищаем, облагораживаем и отдаем им частичку своей души и сердца, являются святыми. Пусть как можно больше пользы они приносят людям! 18

Приложение Таблица 1 Характеристика загрязнения 0Отсутствие пятен и пленок 1Отдельные пятна и серые пленки на поверхности воды 2Пятна и иррадиирущие пленки на поверхности воды 3Отдельные примазки нефти на берегах и прибрежной растительности 4Нефть в виде пятен и пленок покрывает большую часть поверхности водоема. Берега и прибрежная растительность вымазаны нефтью 5Поверхность водоема покрыта нефтью 19

Вывод: Судя по внешнему виду в роднике «Корчажки» и в пруду- накопителе, на поверхности воды отсутствуют пленки нефтепродуктов, масел. Степень загрязнения равна «0» Это связано с тем, что поблизости отсутствуют различные предприятия, водный источник находится далеко от автодороги. 20

Таблица 2. Окрашивает сбоку Окрашивает сверху Цветность 123 нет 0 Едва заметное бледно- желтоватое 10 нет Очень слабое желтоватое 20 Едва уловимое бледно- желтоватое Желтоватое 40 Более заметное бледно- желтоватое 50 Очень бледно желтое Желтое

Таблица 2 Экологическая полноценность Индикатор, таксоны Чистая, полноценная вода. Использование питьевое, реакционное, для орошения, техническое 30 и более % организмов, собранных в водоеме, относятся к 1-й группе Удовлетворительно чистая вода или слабо загрязненная. Использование питьевое с очисткой, реакционное, для органического орошения, техническое 11-30% собранных организмов из 1-й и 2- й группы Загрязненная вода (ядовитые вещества или большое количество органических остатков). Использование техническое с очисткой. 90 и более % собранных организмов из 3- й группы Очень грязная вода, неблагополучная. Использование техническое с очисткой 22

Я определила уровень загрязнения водоема по беспозвоночным ее обитателям, используя шкалу загрязнений по индикаторным таксонам и пришла к следующему выводу: вода в роднике «Корчажки» чистая, полноценная, об этом свидетельствует 30 и более % организмов собранных в водоеме. Использование воды питьевое, рекреационное, для орошения. 23

Используемая литература Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва 2007 Т.А.Попова Экология в школе. Мониторинг природной среды. Методическое пособие. Москва 2005 В.К.Рязанцев, В.К.Горетов Методические рекомендации по выполнению экологического проекта. Липецк