Состояние рынка ИКТ, актуальные вопросы регулирования Олег Шевчук, народный депутат Украины, Директор Института информационного общества
Несостоятельность регуляторной реформы в Украине В Украине применялась практика создания законодательных документов под конкретные персоналии или под текущие особенности рынка. Именно в этом главная причина несостоятельности регуляторной реформы в Украине. В странах Западной и Восточной Европы приватизация Телекомов предшествовала регуляторной реформы. Украина упустила этот шанс в конце 90-х. Сейчас Укртелеком исполняет некоторые функции регулятора (взаимоподключение, взаиморасчеты, монопольное регулирование…)
История провала регуляторной реформы в Украине. С ноября 2003 г. - 3 полноценных состава НКРС, сменилось 4 председателя (суды продолжаются по сей день). Легитимность решений всех без исключений составов НКРС вызывает сомнения. Распределения радиочастот «предыдущим» составом НКРС имеет признаки политической и экономической коррупции. Существуют откровенные признаки бездействия НКРС (особенно в вопросах досудебных разбирательств). НКРС работает отдельно от рынка, не прислушивается или откровенно игнорирует мнение общественности и экспертов. Главный вывод НКРС недееспособна!
Политическая реформа и независимость регулятора. В ходе создания проекта Закона «О телекоммуникациях» в 2001 году, при поддержке Теленор, украинские и международные эксперты в один голос требовали паритетного принципа формирования НКРС (50% - Президент, 50% - Парламент). Тогда эта норма противоречила Конституции и Президент назначил весь состав Комиссии и Председателя своим указом. Сейчас необходимо пересмотреть этот принцип: Паритетность назначения членов Отчетность НКРС парламенту и Президенту Избрание Председателя в Комиссии, а не путем назначения Указом Президента. Абсурдная формулировка: НКРС – орган исполнительной власти со специальным статусом!
Предпосылки создания нового закона. Неопределенность статуса и состава НКРС (11.06 Президент Ющенко отменил действие распоряжения Правительства от по поводу назначения нового состава НКРС). Четкое распределение функций между Минтрансом и НКРС, накануне возможной приватизации ОАО «Укртелеком» (функциональный принцип, а не отраслевой). Потребности рынка (взаимоподключение, взаиморасчеты, внедрение новейших технологий, конверсия и распределение радиочастот). Необходимость избавления или ослабления карательных функций НКРС (угроза лишения лицензии без решения суда – источник коррупции). Непубличность и непредсказуемость принятия решений НКРС. Необходимость кодификации законодательства в сфере регулирования. НЕТ ПРИЗНАКОВ НЕЗАВИСИМОСТИ, НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИСУТСТВУЮТ ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ!
Экспертные инициативы В процессе создания законопроектов консолидируется бизнес, общественность и экспертная среда (субъект инициативы – н.д. О.Шевчук). Планируется вынесение двух законопроектов на замену действующим – «Про телекоммуникации» и «Про радиочастотный ресурс». Исполнителями выступила Лаборатория законодательных инициатив. Хронология Апрель – создан экспертный совет, принято решение о создании и внесении новых законов. Май – достигнута договоренность с лабораторией законодательных инициатив, обработка материала. Июнь – интервьюирование экспертов, создание концепции Закона. Июль – вынесение на экспертное рассмотрение первой версии законопроекта о «Телекоммуникациях». Подготовка и внесение законопроектов будет максимально публичной!
Проблемные вопросы, которые будут урегулированы в новом законопроекте. Независимость регулятора Способ назначения, увольнения, форма отчетности Председатель не назначается, а избирается Финансируется от отчислений операторов, а не из бюджета Публичный контроль Широкие функции общественного совета Обязательство оглашать рассматриваемые вопросы Ликвидация принципа закрытых заседаний Противодействие коррупции Четкое распределение функций Лишение/ ограничение карательных функций Досудебное урегулирование споров Фонд универсальных услуг Регулирование вопросов доменного пространства Закрепление номера за абонентом